«Триколор ТВ»
 

Максим Полухин, «Первый ТВЧ»: «Тематические каналы определенной направленности — ключевой фактор для удержания абонентов»

11.12.2019 > 12:04
Максим Полухин Максим Полухин
генеральный директор компании «Первый ТВЧ»
Цифровизация эфирного вещания, закончившаяся в 2019 году, негативно сказалась на российском рынке, но тематические телеканалы помогут удержаться его участникам на плаву. К таким выводам в беседе с «Телеспутником» пришел генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Максим Полухин. Также он высказал свое мнение об отраслевом законодательстве, онлайн-вещании и рассказал о планах на будущее.
Как переход на цифровое эфирное телевещание и запуск 20 общедоступных телеканалов отразились на российском рынке тематического телевидения?

Пока мы можем только делать прогнозы и какие-то конкретные результаты начнем получать только в первом-втором квартале 2020 года. На текущий момент переход на цифру на наш рынок никак не повлиял, но звоночки, которые мы получаем от наших партнеров — операторов платного ТВ, вызывают некоторую тревогу, поскольку у них происходит отток абонентской базы. По разным оценкам, он достигает от 8% до 20% у небольших кабельных операторов. Но это все звенья одной цепи, и если все так и продолжится, рано или поздно это скажется и на нас.

Цифровизация эфирного вещания оказала, скорее, негативное влияние на отрасль в целом. Это касается и рекламного бизнеса. Особенно это имеет значение для региональных рекламных операторов, для региональных телекомпаний, в том числе для операторов платного ТВ и вещателей тематического телевидения.

Несколько последних отчетов АКАР говорят о том, что реклама на тематическом телевидении растет. С чем вы это можете связать?
С учетом последних тенденций в экономике скорее это можно назвать легким падением, а не устойчивым ростом. Тематическое ТВ — это очень большой сегмент рынка. В него входят практически все те, кто не вошел в первые два цифровых мультиплекса, исключая региональные каналы, которые можно условно назвать каналами третьего мультиплекса. Поэтому конкуренция достаточно высока. В тематическом ТВ есть сектора, которые показывают определенный рост, а есть те, которые показывают устойчивое падение. Поэтому статистика — вещь избирательная. В целом я не вижу причины для какой-то паники. «Первый ТВЧ» старается работать в большом спектре тематик.
Можно ли говорить, что именно тематическое телевидение может стать тем драйвером, который поможет операторам остаться на плаву и укрепить пошатнувшиеся позиции?
Однозначно — да. В ситуации, когда операторы обязаны поставлять абонентам 20 телеканалов даже не бесплатно, а за свой счет и когда происходит некоторый отток абонентской базы, наличие в пакете тематических каналов определенной направленности для определенной целевой аудитории может быть ключевым фактором, который позволит удержать абонентскую базу.
Какие тематики у зрителей пользуются наибольшей популярностью?
Эти данные есть в исследованиях Mediascope. Наибольшим спросом сейчас при недостаточном предложении со стороны рынка пользуется телесериальный формат, кино, развлечения, а дальше уже идут документалистика, спорт и прочие жанры.
Уже некоторое время наблюдается тенденция к дроблению тематического ТВ на еще более узкие ниши. Появились уже не только каналы про животных, а конкретно для любителей собак, не только с сериалами, а именно с азиатскими сериалами и так далее. Соответственно аудитория каждого такого телеканала сужается. Насколько это оправдано?

В тематическом ТВ конкуренция высока. Телеканалов не просто много, а очень много. Такое дробление — это попытка найти незанятую нишу, уйти из кроваво-красного океана в голубую лагуну, где конкурентов меньше. В целом такой подход оправдан, но дьявол, как всегда, в деталях. Все зависит от размера аудитории, которой интересна некая узкая тематика, и от ее платежеспособности. Как бы это цинично ни звучало, но ТВ-рынок — это не про искусство, а про деньги и бизнес. Если аудитория канала настолько узкая, что ее платежеспособность не обеспечивает возврат инвестиций в производство контента, рано или поздно такие истории заканчиваются. За последние пару лет мы видели немало таких прецедентов.

Это неизбежно будет происходить, как всегда происходят изменения на рынке, который требует какой-то дифференциации. Насколько успешен будет каждый такой проект? Есть статистика, что из 10 стартапов только один-два доходят в течение 3 лет до устойчивой успешной реализации. Все остальные разваливаются.

В столь высококонкурентных условиях как тематическому телеканалу выделиться на фоне других схожих по тематике?
Надо чувствовать свою аудиторию. С одной стороны, производство телеканала — творческий процесс. С другой стороны, к нему обязательно нужно подключать маркетинг и математику. Если производить канал, который по каким-то причинам не будет интересен ни аудитории, ни кабельному оператору, ни рекламодателю, если канал монетизируется по рекламной модели, смысла в нем никакого не будет. Поэтому постоянно необходимо искать баланс и компромисс, так как вкусовые и жанровые интересы у всех заинтересованных сторон не совпадают. В этом и состоит искусство главного редактора и программного директора телеканала — найти этот баланс между зрительскими предпочтениями и интересами заказчиков, учитывая разницу между затратами на производство канала и выручкой.
Еще одна тенденция рынка — развития онлайн-вещания телеканалов. Ваша телекомпания была одной из первых, кто разместил свои телеканалы в сервисе «Яндкс.Эфир». Можете подвести текущие итоги сотрудничества — что вам в нем нравится, а что можно улучшить?

Хотелось бы сделать более прозрачными моменты, связанные с монетизацией контента в «Яндексе». Например, в последний год мы наблюдаем ситуацию, которой вроде бы есть объяснения, но они недостаточно убедительные. У нас растет количество просмотров, но при этом падает монетизация. До конца разобраться в причинах этого, чтобы ответы были понятны не только «Яндексу», но и нам как правообладателю, не получается. Пока мы над этим работаем.

В целом же модель работы с «Яндексом» успешна. Также мы успешно работаем с ivi и Megogo. В онлайн идти надо. Монетизироваться там можно и нужно. Вопрос только в выстраивании правильных взаимоотношений с оператором.

В целом можно сказать, что в этом направлении у вас все хорошо?
«Хорошо» — это очень относительное понятие. Всегда хочется большего. Есть над чем работать. Где-то есть опыт, основанный на ошибках, где-то мы пробуем новое, Есть кейсы, когда пока не попробуешь, не узнаешь, насколько это вообще нужно компании. Пока еще отрасль формируются, модели монетизации складываются, что-то претерпевает изменения. Поэтому это тот сектор, в котором нужно пробовать работать. Для нас вещание в интернете — это проба, вторичная монетизация контента и вторичное направление бизнеса как с точки зрения затрат, так и с точки зрения выручки. Но для компаний, которым сложно поддерживать вещание в режиме 24/7 по 168 часов в неделю по лицензии, модель онлайн-вещания может быть вполне коммерчески успешна на старте бизнеса, так как там есть платежеспособная аудитория. Она может быть альтернативой, например, вещанию в аналоге для региональных компаний.
Как вы оцениваете состояние отраслевой регуляторной базы. Что в ней можно, на ваш взгляд, улучшить?
Хорошо, когда регулирование есть, но плохо, когда оно избыточное. Сложно сказать, что хуже — когда регулирование недостаточное или когда его слишком много. Например, если говорить про борьбу с пиратством, то это направление требует принятия дополнительных нормативных документов на уровне федерального законодательства. Если взять законодательство о защите детей от нежелательной информации, то оно местами противоречиво. Например, федеральный закон содержит понятие возрастной маркировки контента «0+», а подзаконный нормативный акт, который регламентирует расстановку этих знаков именно для телекомпаний, такой метки не содержит. Таким образом возникает коллизия между нормативно-правовым актом и законом. На мой взгляд, это вообще избыточно зарегулированное направление, что приводит в том числе к противоречивым решениям в разных территориальных управлениях Роскомнадзора и судебным прецедентам.
Будь вы на месте регулятора, что улучшили бы в первую очередь?

Это сложный вопрос. Наверное, чтобы на него ответить, нужно оказаться на месте регулятора. Наверняка у них есть свои причины и объяснения тому, что они что-то делают именно так, а не иначе. Вообще же нужно отдать должное Минкомсвязи РФ и Роскомнадзору за то, что они контактируют с представителями отрасли, устраивают круглые столы и совещания, на которых обсуждаются законопроекты и их идеи до того, как они начнут проходить определенные стадии формализации. Это плюс.

Минус в том, что в некоторых ситуациях возникает ощущение, что происходит лоббирование определенных коммерческих интересов и попытки решить вопрос в интересах тех или иных коммерческих структур через госрегулирование. Эти тенденции, конечно, беспокоят.

Вы имеете в виду пресловутый законопроект о единой OTT-платформе?
В первую очередь именно его. Если он будет принят в том виде, в котором существует сейчас, это может существенно перекроить все правила, существующие на рынке. Любое подобное потрясение в условиях, когда в экономике наблюдается определенный спад, вряд ли может быть хорошей новостью в целом для игроков рынка.
Каковы ближайшие планы по развитию вашей компании?

Обо всех планах рассказать не могу, но хочу анонсировать, что в 2020 году мы планируем запустить новый телеканал. Какой именно, скоро узнаете. Это не единственный новый проект, над которым мы работаем. Все будет реализовано в первые два квартала следующего года.

Вообще, смотрим в будущее с позитивом, так как несмотря на отрицательную динамику в целом по рынку, мы за 2018 год приросли относительно 2017-го и в 2019 году у нас положительная динамика по выручке.

_________________________

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»