img
img18 ноября 2024 в 08:57

На рынке телевизоров сменились лидеры: россияне присмотрелись к отечественным брендам

В 2024 году на российском рынке телевизоров значительно снизилась доля южнокорейских брендов, а из-за роста цен на комплектующие — выросли цены. Спросом пользуются китайские и отечественные телевизоры, которые не уступают им по качеству, но имеют более низкую цену. Об этом говорится в исследовании аналитического центра GS Group, с которым ознакомился «Телеспутник».

В 2024 году на российском рынке телевизоров значительно снизилась доля южнокорейских брендов, а из-за роста цен на комплектующие — выросли цены. Спросом пользуются китайские и отечественные телевизоры, которые не уступают им по качеству, но имеют более низкую цену. Об этом говорится в исследовании аналитического центра GS Group, с которым ознакомился «Телеспутник».

По итогам 9 месяцев 2024 года в России было продано около 5,7 млн телевизоров на сумму 165,3 млрд рублей. Это на 5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года в натуральном выражении. Причина снижения активности — рост цен, а также удорожание комплектующих по всему миру, отмечают аналитики.

Производители телевизоров, которые работают на российском рынке, предприняли шаги для снижения стоимости выпускаемой продукции. Так, китайская компания TCL начала выпускать телевизоры на двух российских предприятиях «Квант» и STI Group, оформив структуру в РФ как производителя. И хотя основную часть выручки этому направлению бизнеса TCL приносят модели с большой диагональю, локализация коснётся только телевизоров диагональю до 55 дюймов, с расчётом на снижение стоимости бюджетных моделей.

Российские контрактные производители телевизоров также оптимизируют и наращивают производство. Так в марте «Телеспутник» писал, что компания «Телебалт», контрактный сборщик телевизоров Hyundai, BBK, Toshiba и др., закрыла производство в Калининградской области в 2022 году из-за роста себестоимости и проблем с логистикой, и планирует в 2024 году запустить новые мощности уже в Ленинградской области. Другой производитель телевизоров — STI Group увеличит вдвое выпуск продукции на заводе в Подмосковье, компания собирает телевизоры под брендами: TCL, DEXP, BBK, BQ, Erisson и др. Ранее STI Group остановила выпуск техники в Калининградской области после закрытия морских логистических цепочек. Число линий сборки увеличится с двух до четырёх. Решение о масштабировании связано с повышенным спросом на размещение заказов со стороны российских вендоров телевизоров.

«В 2024 году за 9 месяцев продано 5,7 млн телевизоров на 165,3 млрд рублей. К концу года ожидается, что количество вырастет до уровня в 7,3–7,5 млн единиц и будет чуть ниже значений 2023 года. Общий объем продаж в деньгах же вырастет на 10–12 %, что напрямую зависит от повышения цен и не снижающегося интереса покупателей к новым устройствам», — отмечают в аналитическом центре GS Group.

Средняя цена на телевизоры в 2024 году составляет 29 тысяч рублей, что на 16 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В количественном выражении, по итогам 9 месяцев 2024 года, Samsung и LG находятся на 5 и 6 месте с 6 % и 5 % проданных телевизоров соответственно. В денежном выражении Samsung остаётся на первом месте с 15 % заработанной выручки от общего объёма рынка, тогда как LG на 4 месте с 12 %.

Таким образом, можно говорить о том, что южнокорейские компании потеряли российский рынок — ещё несколько лет назад они уверенно занимали его половину, а сейчас их скромная доля составляет всего 11 % на двоих. Станет меньше на рынке и других, не менее известных брендов, так китайская компания TPV Technology в октябре остановила производство телевизоров Philips, Sony, Sharp и других брендов на заводе в Петербурге. Причиной стало санкционное давление со стороны регуляторов США и ЕС.

Сегодня в российской рознице, по данным аналитического центра, выделяются четыре крупнейших китайских производителя телевизоров, они делят рынок в штучном выражении примерно в равных долях между собой: Haier занимает 9 %, Xiaomi — 8 %, а Hisense, TCL — по 7 %. В денежном ситуация немного другая, Hisense и Haier являются брендами подороже в связи с чем занимают по 13 % от всей суммы продаж. TCL и Xiaomi закрывают более бюджетный сегмент и в деньгах занимают по 10 % и 8 % соответственно.

Одним из самых значимых трендов на рынке телевизоров последних лет получил подтверждение результатами продаж. По словам, аналитиков, значительную долю объёма рынка занимают собственные торговые марки (СТМ) — 20 %. Такой успех связан с простотой реализации отвёрточной сборки устройств на российских и белорусских заводах. Это привело к появлению огромного количества качественных и при этом недорогих телевизоров, которые оказались очень востребованы. Стоимость российских телевизоров стала основным конкурентным преимуществом перед крупными именитыми производителями.

Ещё в конце прошлого года директор по развитию «Квант» Михаил Ширкин на конференции «ConTech 2023. Контент и технологии для цифрового ТВ в России» говорил об уверенном росте сегмента СТМ и, более того, прогнозировал, что в 2024 году собственные торговые марки ретейлеров могут занять и вовсе до 50 % рынка телевизоров в России в штуках.

В 2024 году «Сбер» и «Яндекс» активно развивали свои продуктовые линии, увеличивая рыночную долю. С момента выхода первой модели в начале 2023 года «Сбер» добился определённых успехов благодаря доступным моделям с небольшой диагональю. У «Яндекса» стабильный объем продаж традиционно поддержан большим числом лояльных пользователей, знакомых с другими сервисами компании.

Этим же путём идёт и крупнейший в России оператор платного телевидения, производитель электроники «Триколор», который в 2023 году выпустил под своим брендом линейку телевизоров с функцией смарт-ТВ и поддержкой разрешения 4K в большинстве моделей. Центральным элементом телевизора стал онлайн-кинотеатр «Триколор Кино и ТВ» с бесплатной годовой подпиской. Эксклюзивная особенность модели «Триколор» — наличие приложения «Мультиэкран», позволяющего смотреть спутниковый контент на нескольких ТВ без дополнительных оплат и оборудования и лишних проводов. Кроме традиционных каналов продаж «Триколор» увеличил охват клиентов и предложил телевизор в пакетных предложениях всем абонентам спутникового ТВ, как будущим, так и уже действующим.

В исследовании также названы потребительские предпочтения, так покупатели все чаще выбирают устройства с большим экраном — 32 % проданных телевизоров имели диагональ экрана более 45”. При этом популярность размера ТВ не более 44” (56 % проданных устройств), аналитики связывают с низкой стоимостью и приемлемыми габаритами для комфортного просмотра.

Ещё одной тенденцией рынка телевизоров стало обязательное наличие функции смарт-ТВ, более 85 % всех продаваемых телевизоров в 2024 году в РФ имеют возможность выхода в интернет и обладают дополнительным функционалом, добавили эксперты.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий