img29 октября 2020 в 09:35

Почему смарт-колонки перестали быть центром умного дома

В первые годы бурного развития смарт-устройств с голосовыми ассистентами главным драйвером этого рынка называли их интеграцию в системы умного дома с превращением в управляющие хабы. Как убедился «Телеспутник», в 2020-м тренд поменялся: теперь умные голосовые девайсы становятся развлекательными элементами цифровых экосистем, тогда как контроль умного дома отходит на второй план.

В первые годы бурного развития смарт-устройств с голосовыми ассистентами главным драйвером этого рынка называли их интеграцию в системы умного дома с превращением в управляющие хабы. Как убедился «Телеспутник», в 2020-м тренд поменялся: теперь умные голосовые девайсы становятся развлекательными элементами цифровых экосистем, тогда как контроль умного дома отходит на второй план.

Смарт-колонки отрываются от умного дома

Пандемия коронавируса прервала непрерывный рост на многих технологических рынках, наблюдавшийся в течение последних пяти лет. Не стал исключением и рынок умного дома. Так, согласно исследованию аналитической компании IDC, во втором квартале 2020 года в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка, — прим. ред.) было продано 20,29 млн смарт-устройств, что на 7,2% меньше, чем за тот же период прошлого года. Наиболее заметное падение продемонстрировал сегмент домашнего наблюдения, освещения и термостатов — на 13,7%. Генеральный директор компании Larnitech RUS Николай Русанов объяснял «Телеспутнику» снижение продаж на российском рынке проблемами с таможенным оформлением и задержками поставок заказанного товара, при том что с началом режима самоизоляции наблюдался резкий скачок спроса со стороны заказчиков, встревоженных ростом стоимости устройств из-за снижения курса рубля. Другое возможное объяснение существенного уменьшения сбыта самых массовых устройств умного дома — отложенный спрос: люди, которые из-за локдауна стали проводить дома намного больше времени, отложили покупку и установку того же видеонаблюдения, потому что проблема контроля безопасности жилища потеряла свою остроту. В этой связи IDC прогнозирует восстановление продаж устройств умного дома во второй половине года, поскольку Amazon, Apple и Google осенью выпустят новые гаджеты, а затем начнутся традиционные праздничные распродажи.

В исследовании IDC обращает на себя внимание единственная категория, показавшая положительную динамику, — смарт-колонки: их продажи достигли во втором квартале 4,5 млн единиц, что на 8,9% больше, чем в апреле — июне 2019 года. Удивительно, но пандемия не смогла замедлить темпы расширения парка умных динамиков: по итогам первого квартала Strategy Analytics фиксировала рост глобальных продаж смарт-колонок на 8,2%, до 28,2 млн единиц. В «пандемийном» втором квартале на рынке умного дома IDC выделила лишь два вендора, у которых выросли отгрузки, — Amazon (+17,1%) и Google (+0,2%), что объясняется их первым и вторым местом среди производителей смарт-колонок (вместе эти компании контролируют более 90% рынка умных динамиков). Для сравнения, Samsung, LG и Sony снизили поставки на 18,4–27,4%.

Рост продаж умных колонок на фоне падения сегмента умного дома можно объяснить не только форс-мажорными обстоятельствами, с которыми столкнулись все производители во время пандемии COVID-19. Уточнить роль умных колонок в индустрии умного дома помогают отчеты Voicebot Research, в которых говорится о моделях потребления владельцев смарт-гаджетов на самом продвинутом по проникновению голосовых ассистентов рынке — США. Из них следует, что рамки систем умного дома слишком узки для смарт-колонок, как и устройств с голосовым управлением в целом. И умные динамики, и смарт ТВ, и сет-топ-боксы со встроенными голосовыми помощниками чаще всего используются как самостоятельные устройства, а не как часть системы умного дома, причем востребованность развлекательных функций намного опережает потребности в контроле последнего.

Согласно отчету Smart Speaker Consumer Adoption Report – 2020, 73,6% американских владельцев умных колонок слушают с их помощью музыку хотя бы раз в месяц, задают вопросы — 66,2%, тогда как регулярно управляют устройствами умного дома лишь 24,5%. Возможность контролировать систему освещения или термостаты находится на 11-м месте в списке функций, которыми пользуются владельцы умных колонок. Все развлекательные функции — прослушивание музыки и радио, новостей, спортивных трансляций или подкастов, игры и сервисы викторин — опережают в рейтинге потребностей управление другими смарт-гаджетами. Причем для последней категории ситуация в 2020 году даже несколько ухудшилась по сравнению с 2019-м, когда контроль умного дома занимал девятую позицию в рейтинге потребностей, в то время как функции радио, новостей, спортивных трансляций или подкастов занимали в рейтинге более низкие позиции, чем управление подключенными устройствами.

Более широкое распространение умных колонок по сравнению с системами умного дома позволило Voicebot Research заявить о смене драйверов на рынке: если раньше владение умным домом называли катализатором приобретения смарт-динамика, то сейчас дела обстоят с точностью до наоборот. «Первая волна проникновения в домохозяйства умных колонок была отчасти вызвана приверженцами и так называемыми ранними последователями (early adopters) умного дома. Совместное использование устройств было одним из самых надежных сценариев их потребления. В то же время катализатором следующей волны распространения систем умного дома будет растущая база пользователей умных динамиков. Если исключить смарт ТВ и интерактивные медиаплееры с голосовым управлением из сегмента умного дома, то домохозяйств с умными колонками стало больше, чем домов с элементами Smart Home. Из этого следует, что в растущей аудитории владельцев умных колонок может появляться все больше клиентов для поставщиков систем домашней автоматизации», — говорится в отчете Voicebot Research.

Больше смарт-развлечений

Тезис о росте самодостаточности умных колонок и других устройств с голосовыми ассистентами подтверждают и события на российском рынке смарт-устройств — все они касаются в первую очередь «говорящих» гаджетов с акцентом на развлечения и лишь опосредованно — умного дома как такового.

По сути, говорить о формировании массового сегмента домашних смарт-устройств с голосовым интерфейсом у нас стало можно лишь после появления в продаже «Яндекс.Стации» с ассистентом «Алиса» в июле 2018 года, когда к магазину «Яндекса» в центре Москве выстроилась очередь в несколько сотен человек, желающих приобрести новинку. Глава управления машинного интеллекта «Яндекса» Михаил Биленко, участвовавший в разработке «Алисы» и «Станции» говорил тогда, что на формирующемся российском рынке смарт-колонок не удастся использовать их маркетинговое позиционирование по образцу Amazon и Google, поскольку потребности пользователей в России и в Северной Америке очень разные. За океаном вендоры продвигали свои смарт-динамики через сценарий контроля умного дома, рассказывая, как их с помощью выключить освещение на другом этаже своего коттеджа. Такой сценарий Михаил Биленко называл нерелевантным «для абсолютного большинства людей в России», подчеркивая, что для россиян нужны другие побудительные мотивы.

Яндекс Станция.jpg
«Яндекс.Станция» принципиально отличается от умных дисплеев Amazon, Google и Facebook, которые позиционируются как видеомессенджеры

Одним из таких мотивов для «Яндекс.Станции» стала возможность воспроизводить видео Full HD на телевизоре через HDMI. Экс-директор «Яндекса» по экспериментальным продуктам Константин Круглов (в начале 2019 года перешел в «Сбер», — прим. ред.) называл разработанную под его руководством смарт-колонку «первым в мире устройством с голосовым помощником, которое подключается к телевизору напрямую и работает без пульта, только на голосовом управлении».

Этим «Яндекс.Станция» принципиально отличается от умных дисплеев, например от Amazon Echo Show с его 7-дюймовым сенсорным экраном разрешением 1024×600 точек, Google Nest Hub Max (10 дюймов, 1280×800) или Facebook Portal+ (15,6 дюйма, 1920×1080), которые позиционируются в первую очередь как видеомессенджеры и лишь во вторую — как средства отображения видеоконтента с довольно ограниченными возможностями. Добавим, что сейчас «Яндекс.Станция» способна управлять довольно внушительным перечнем умных устройств, поддерживающих «Алису», среди которых, например, смарт ТВ Samsung, широкая линейка умных ламп и розеток, роботы-пылесосы LG и Xiaomi, водонагреватели Thermex, стиральные машины LG, посудомойки Bosch и др., однако выводилась на рынок эта колонка прежде всего как мультимедийный гаджет.

SberPortal позиционируется как «первый в мире мультимедийный смарт-дисплей с премиальной акустикой, виртуальным ассистентом, сенсорным, голосовым и жестовым управлением»

Другое знаковое событие для российского рынка состоялось в сентябре 2020 года, когда Константин Круглов, теперь уже в качестве главного конструктора и генерального директора подразделения «Сбера» SberDevices представил умный дисплей SberPortal и медиаприставку SberBox с виртуальными помощниками семейства «Салют». «SberPortal — первый в России смарт-дисплей. Мы разработали специальную широкоугольную умную камеру для этого устройства, которая позволяет автоматически фокусироваться на человеке во время видеозвонка. Можно управлять устройством жестами, а можно даже играть», — описывал глава SberDevices возможности устройства. Разработчики заявляли также о возможности синхронизации SberPortal с приставкой SberBox и смартфонами с приложениями «СберСалют», что позволяет при помощи технологии SberCast, например, начать смотреть фильм на смарт-дисплее, а продолжить на экране ТВ через приставку. SberPortal позиционируется как «первый в мире мультимедийный смарт-дисплей с премиальной акустикой, виртуальным ассистентом, сенсорным, голосовым и жестовым управлением», при этом все сценарии из презентации подчеркивают его нацеленность на видеозвонки и потребление контента, а не на работу в составе умного дома.

Разработчики сет-топ-бокса SberBox акцентируют внимание на схожих возможностях, только, разумеется, с преобладанием видеоконтента: просмотре телеканалов, фильмов, сериалов, стриминге музыки, играх и делегировании «рутинных задач виртуальному помощнику». Во время презентации новых устройств «Сбера» показывали возможности управления умным домом — по голосовой команде SberPortal сначала сделал свет в помещении ярче, а затем приглушил его, однако в описаниях новых устройств пока нет упоминаний о совместимости с конкретными устройствами умного дома. Учитывая, что SberPortal еще не появился в продаже (SberBox уже продается за 2990 рублей), можно предположить, что SberDevices будет в дальнейшем расширять функционал, связанный с умным домом, добавляя совместимые устройства, как это происходило с «Яндекс.Станцией». Пока же «Сбер» обращает внимание прежде всего на развлекательные возможности гаджетов в рамках собственной экосистемы — воспроизведение фильмов и сериалов из каталога видеосервиса Okko на SberBox по подписке «СберБоксПрайм». Кроме того, предполагается, что владельцы смарт-устройств «Сбера» будут пользоваться его же единой подпиской «Прайм», открывающей полный доступ к каталогу музыкального сервиса «СберЗвук».

SberPortal.png
SberPortal нацелен на видеозвонки и потребление контента, а не на работу в составе умного дома (фото: кадр из презентации SberDevices)

В ходе презентации новинок SberDevices первый заместитель председателя правления «Сбера» Лев Хасис, рассказывая о «Прайме», описал ее как «максимально выгодное предложение сервисов экосистемы «Сбера». В этой логике SberBox и SberBox являются «точками входа» в создаваемую экосистему, или, пользуясь категориями из отчета Voicebot Research, катализаторами ее расширения с точки зрения как добавления новых сервисов, так и базы пользователей.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий