Триколор ТВ «Спутниковый интернет»

Рынок «умного» дома: перспективы и тренды

04.08.2021 > 09:25
Рынок «умного» дома: перспективы и тренды
Фото: Depositphotos
В широком понимании «умный» дом — это набор управляемых датчиков и устройств, обеспечивающих комфорт и безопасность владельцу жилья. Казалось бы, с точки зрения пользователя все выглядит просто. Но на вопрос стоит посмотреть также исходя из интересов бизнеса. Для этого мы постараемся оценить текущее положение дел на мировом и российском рынке систем «умного» дома и разобраться в трендах и перспективах.

В настоящее время менее 15% населения крупнейших мегаполисов мира используют «умные» решения для дома в повседневной жизни. В перспективе пяти лет среднегодовые темпы роста мирового рынка составят около 30%, об этом говорится в исследовании (откроется PDF-файл) «Умный дом: обзор рынка интеллектуальных систем», проведенном «Агентством инноваций города Москвы». В числе причин эксперты называют повышение значимости систем безопасности для общества, а также развитие сервисов и платформенных продуктов.

Российский рынок систем «умного» дома занимает менее 1% от общего объема мирового рынка. Невысок и уровень спроса у потенциальных потребителей. Аналитики также отмечают отставание нашей страны по количеству зарегистрированных патентов в данной области. В то же время, согласно тому же исследованию, российский рынок будет расти вдвое быстрее мирового (в среднем на 50% в год до 2023 года).

По прогнозам Аналитического центра при Правительстве РФ, темпы роста российского рынка решений для «умных» домов значительно превысят показатели стран-лидеров — США, Китая и Германии. Согласно оценке Statista, темпы роста по итогам 2021 года составят более 50%. В дальнейшем рынок может выйти на среднегодовые темпы в 28%. Для сравнения, в США, Германии и Китае ежегодный рост оценивается в 14–20% в ближайшие пять лет.

Такой прогноз основан на все большей вовлеченности россиян в процессы внедрения технологий, поясняют эксперты. Так, по данным Hi-Tech Mail.ru, 88% жителей России знают, что такое «умный» дом, но пользуются подобными системами только 27% из них. При этом 58% респондентов применяют системы видеонаблюдения и контроля освещения.

Фото: Depositphotos

Кроме того, весомый вклад в развитие рынка вносит правительство РФ. На государственном уровне проводится политика по цифровизации городского и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что предусмотрено рядом национальных проектов и программ по цифровизации. Ключевые направления рынка систем «умного» дома затрагивает программа «Цифровая экономика». Существенную роль в развитии технологий «умного» дома играет и возможность населения подключиться к интернету. Реализация государственных программ в этом направлении (к примеру, программа устранения цифрового неравенства) также настраивает на оптимистичный лад, добавляют аналитики.

При этом остается ряд негативных факторов, тормозящих развитие рынка. Как отмечают эксперты MegaResearch в своем отчете, основными препятствиями являются: достаточно высокая стоимость систем «умного» дома, особенно, если необходимо оборудовать большое помещение (например, загородный дом), а также проблемы безопасности устройств и отсутствие единого стандарта при построении таких систем.

Сферы применения

По мнению экспертов компании GS Labs (в составе холдинга GS Group), рынок решений для «умного» дома можно условно разделить на бытовой и промышленный сегменты. Пока они не пересекаются, но в перспективе их ждет неизбежная интеграция. Наибольшую долю занимают решения для контроля за энергопотреблением и водоснабжением. Такие системы позволяют управлять инфраструктурой ЖКХ, освещением, оперативно получать информацию о возникающих аварийных ситуациях, о потреблении ресурсов, а на основе этих данных строить аналитику и при необходимости принимать меры по разумной экономии ресурсов. Данные решения востребованы среди управляющих компаний и застройщиков, но в последнее время в эту сферу также активно идут крупные операторы связи, которые готовы заниматься инсталляцией «умных» технологий на этапе строительства зданий. В этом плане показателен пример компании МТС, которая заключила соглашение с девелоперской группой «Эталон».

Достаточно хорошо распространены «умные» решения, направленные на повышение безопасности жилья, будь то квартира или частный дом. Они включают в себя системы видеонаблюдения и различные датчики безопасности.

Фото: «Теле-Спутник»

Широко представлены решения для управления системами освещения, климата и комфорта. Здесь рынок также больше ориентирован на бытовой сегмент, поскольку проблемы управления освещением и климатом актуальны в первую очередь для частных домохозяйств.

Эксперты прогнозируют рост рынка за счет решений типа «все в одном», предусматривающих единый комплекс «умных» устройств в одной системе, — «умные» розетки, различные бытовые приборы с функцией подключения к интернету, видеонаблюдение, а также датчики безопасности. Подобные решения «все в одном» дают пользователю возможность контролировать «умные» устройства, получать уведомления и даже самостоятельно настраивать сценарии их взаимодействия. В последние годы федеральные операторы связи (МТС, «Ростелеком», «МегаФон» и другие) начали активно работать в этом сегменте, предлагая и продвигая свои решения. Интерес к этому направлению крупных игроков, разработчиков и производителей влечет за собой рост конкуренции, а вслед за этим — снижение стоимости решений и повышение интереса со стороны потребителей.

«Умный» дом как направление бизнеса

Исходя из сказанного выше несложно сделать вывод, что рынок систем «умного» дома одно из наиболее перспективных направлений для развития бизнеса и инвестиций. Это касается как разработчиков софта и оборудования, так и интеграторов. Откусить свой кусок пирога могут и компании, готовые предлагать «умный» дом в качестве дополнения к основному портфелю своих услуг. В первую очередь это касается операторов связи, для которых возможность предоставления такого сервиса — дополнительный способ монетизации и повышения лояльности своих абонентов.

Разработка собственного решения для «умного» дома — весьма затратное дело с точки зрения финансов и времени. А успех бизнеса и устойчивое положение на рынке зависит от скорости запуска продукта в эксплуатацию. Выходом может стать поиск готового решения под ключ, которое можно было бы легко интегрировать и развивать исходя из запросов пользователей. Например, компания GS Labs разрабатывает программно-аппаратный комплекс «Умный дом DREHOME&TV» для организации под ключ сервиса «умный» дом, который ориентирован на бизнес-сегмент, в том числе по концепции продаж white label (модель сотрудничества, при которой одна компания производит продукт, а другая продает его под собственным брендом, — прим. ред.). Продукт востребован среди телеком-операторов, девелоперов, управляющих компаний, интеграторов систем безопасности, признаются в GS Labs.

«DREHOME&TV состоит из компонентов, сочетание которых может варьироваться в зависимости от существующей инфраструктуры и потребностей бизнеса. В составе продукта есть сервис облачного управления DREHOME&TV, приложения DREHOME&TV для операционных систем Android и iOS, программное обеспечение “Центр управления умного дома DREHOME&TV”, приложение DREHOME&TV для ТВ-приставки, сервис авторизации и проверки доступа, сервис обновлений программного обеспечения. При разработке продукта мы стремились учитывать интересы как будущих операторов продукта, так и его конечных пользователей, проводили анализ задач и вопросов, с которыми компании могут сталкиваться при запуске “умного” дома, поэтому уделяли основное внимание простоте развертывания системы и масштабирования, устойчивости к сбоям, высокой производительности и экономичности в потреблении ресурсов, совместимости программного обеспечения с другими сервисами и устройствами», — рассказывает директор департамента продаж и маркетинга GS Labs Алексей Гойло.

В свою очередь, абоненты оператора получают простой и понятный продукт, который можно настроить у себя дома самостоятельно и управлять им через мобильное приложение (Android, iOS) или смарт ТВ.

DREHOME&TV имеет в своем арсенале целый спектр прошедших тестирование «умных» устройств — от ламп и розеток до разнообразных датчиков и устройств управления. Этот список постоянно расширяется.

Решение для «умного» дома может быть способом расширения портфеля продуктов и услуг не только для интеграторов и операторов связи, но и для вендоров, предлагающих высокотехнологичные продукты. В качестве примера приведем сотрудничество GS Labs с одним из ведущих разработчиков и поставщиков IP-домофонов, компанией True IP.

«Наша компания при сотрудничестве с GS Labs разработала и предлагает систему “умного” дома, предназначенную для жилого комплекса. Основные наши клиенты это крупные застройщики, а также компании-интеграторы, которые оказывают услуги застройщикам. Как вендор мы предлагаем собственные решения для домофонов. Сотрудничество с GS Labs позволило нам расширить портфель продуктов и предложить застройщикам и интеграторам продвинутую систему “умного” дома. Ключевым фактором при выборе GS Labs в качестве партнера для нас стало то, что компания была готова полностью проработать решение под наши нужды, а не просто продать продукт. Мы предлагаем застройщикам Android-мониторы, которые не только выполняют функции домофона, но и являются центром системы «умного» дома. Запрос на такие решения на рынке очень высок. Тут важно понимать, что в базовом комплекте решения DREHOME&TV не предусмотрен вариант, когда центром управления «умного» дома является Android-монитор. Однако в GS Labs доработали свое решение специально для нас. Еще одно важное преимущество DREHOME&TV — это широкий выбор датчиков, которые можно интегрировать в систему», — поделился директор по развитию True IP Константин Крыжановский.

Перспективы рынка

Спрос на гибкие решения, которые бизнес может легко интегрировать в свою линейку услуг и продуктов, будет расти и в дальнейшем. Отчасти это связано с тем, что многие вендоры и разработчики софта стремятся замкнуть пользователя в своей экосистеме, которая не работает с девайсами или софтом других поставщиков, считает директор по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии RIPE NCC Максим Буртиков.

«Замкнуть пользователя в своей экосистеме выгодно продавцу, особенно если продавать это не как товар, а как услугу по подписке. На рынке США набирают большую популярность устройства в области домашней безопасности и различные камеры, «умный» дверной глазок, и тому подобное. Безопасность продается довольно легко. За этим последуют товары и услуги, направленные в большей степени на удобство и качество жизни. И покупателю будет легче сделать выбор в пользу поставщика, который уже продал ему какую-то систему бытовой безопасности. Но подобное замыкание в рамках экосистемы таит в себе и скрытые риски. Например, если один поставщик будет обладать огромным массивом данных, в том числе потенциально чувствительных, то встанет вопрос их сохранности: даже если есть доверие к поставщику, может произойти утечка или третьи лица получат непрозрачный доступ к этим данным. Станет существенно тяжелее перейти на другую экосистему — и выбор пользователя будет обусловлен не тем, что лучше, а тем, что совместимо с остальными компонентами «умного» дома. Это же может привести к полумонопольному рыночному положению одного-двух крупнейших игроков и как следствие — к ограничению прав потребителя», — подчеркивает Максим Буртиков.

Как отмечает коммерческий директор компании Colored Павел Карпенко, на рынок «умного» дома выходит все больше бытовых устройств с удаленным управлением, которые можно интегрировать в единую систему управления жильем. При этом данное направление развивается достаточно плохо, поскольку софт у многих подобных устройств разный, а цены на них выше. «На рынке можно наблюдать устойчивый спрос на коробочные решения. Их преимущество в едином софте, работе устройств и ПО без ошибок. К сожалению, такие решения пока слишком дороги, но в перспективе именно они будут преобладать на рынке», — убежден Павел Карпенко.

Фото: Екатерина Дерик

Генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков уверен в росте рынка «умных» домов в ближайшие несколько лет. «Важно понимать, что в основном рынок “умных” домов будет расти за счет строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья с подготовленной для этого инфраструктурой, а люди станут готовы вкладывать средства в современные сервисы. По сути, сейчас есть три основных сегмента — “умный” город, “умный” двор и “умный” дом. Во всех трех в ближайшие годы будет замечательный рост», — резюмирует Денис Кусков.




Рубрика: Тренды
Все Статьи
Триколор ТВ

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Вконтакте

x

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Одноклассниках

x

Нажмите «Подписаться» чтобы смотреть «Телеспутник» в Youtube

x