img
img03 ноября 2025 в 14:21

Сотрудники за бонусы: ИТ-бизнесу рекомендовали вводить реферальные программы для поиска кадров

Мы продолжаем цикл материалов, в которых при помощи HRD-экспертов и бизнес-консультантов ищем ответ на вопрос: как ИТ-компаниям и телекому эффективно и быстро искать специалистов? Один из ключевых «лайфхаков» — привлекать уже действующих сотрудников при поиске новых.

Мы продолжаем цикл материалов, в которых при помощи HRD-экспертов и бизнес-консультантов ищем ответ на вопрос: как ИТ-компаниям и телекому эффективно и быстро искать специалистов? Один из ключевых «лайфхаков» — привлекать уже действующих сотрудников при поиске новых.

По словам практикующего психолога, бизнес-консультанта в сфере ИТ Анастасии Калашниковой, рекомендации сотрудников сегодня являются, пожалуй, самым эффективным и дешёвым каналом при поиске нового кадрового потенциала.

img
Анастасия Калашникова
Бизнес-консультант в сфере ИТ
«Пожалуй, самый эффективный и дешевый канал, даже если за привлечение новых сотрудников вы будете платить бонусами. Специалист, которого пригласил знакомый, уже имеет представление о компании, ее ценностях и понимает соответствие своих навыков должностным требованиям. Поэтому в большинстве случаев кандидат «приживается» и показывает хорошие результаты. Чтобы этот канал работал, важно выстроить культуру рекомендаций»

Аналогичной позиции придерживается HRD платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Артём Барбаков. Однозначно нельзя сбрасывать со счетов реферальные программы, которые могут существенно помочь при поиске специалистов junior-уровня.

«У них есть важное преимущество: когда человек приходит по реферальной программе, он, как правило, чувствует дополнительную ответственность и мотивацию не подвести того, кто его порекомендовал», — обращает внимание Артём Барбаков.

Реферальные программы внутри компании как инструмент для поиска специалистов всё ещё оправдывают себя, соглашается HRD ГК «Цифровые привычки» Оксана Юрцова.

«Стандартные механизмы поиска всё ещё актуальны — различные сайты по поиску работы. Хорошо работают реферальные программы внутри компаний, т.к. ребята общаются во многих сообществах, и информация о вакансиях разлетается быстро. Вопрос в том, все ли могут из рекомендуемых подходить по вакансии, но канал себя оправдывает», — пояснила она редактору «Телеспутника».

На рынке труда сегодня складывается дефицит высококвалифицированных специалистов в статусе «свободных агентов». Поэтому компании всё чаще приходят к альтернативным способам поиска сотрудников. Бизнес всё чаще «хантит» классных специалистов у конкурентов по отрасли, обращает внимание директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов. «Часто найти их несложно: многие ведут блоги или выступают на митапах и мастермайндах, компаниям понятны сферы экспертизы и результаты. Хантинг — дорогой и не быстрый способ нанять специалиста, который почти гарантированно впишется в команду и даст результат», — уверен он.

img

С другой стороны, с ИТ-кадрами уровня junior на рынке проблем нет, бизнесу есть из чего выбрать, размышляет Евгений Перов. Кроме того, компании могут набирать молодых специалистов и выращивать их под свои задачи.

Говоря о привычных каналах поиска, эксперты называют всё те же Хабр.Карьера, HH и LinkedIn. Однако специализированные площадки больше подходят для найма junior-специалистов и кандидатов сегмента B2B, уверена Анастасия Калашникова.

«Важно, чтобы профиль рекрутера был актуальным и профессионально оформленным, поскольку в том числе через него будут оценивать компанию потенциальные кандидаты», — обращает внимание она.

Кроме уже перечисленных сайтов, специалисты советуют обратить внимание и на другие, менее популярные ресурсы. Например, «Подбор.io» и Getmatch, которые при большом объеме найма способны выдавать хороший результат. А вот в ситуации с экспертным блогом всё не так однозначно, отмечают специалисты.

img
Оксана Юрцова
HRD ГК «Цифровые привычки»
«Блоги не всегда являются решающим фактором. Скорее они помогают понять, что специалист действительно разбирается в вопросе, но всё решает ряд вопросов на интервью, подход при интервьюировании. Экспертиза нужна и важна, но зачастую высокая экспертность специалиста показывает узость области применения его экспертизы, и тут важно разглядеть, где еще он может быть успешен, переориентировать его в процессе постановки задач».

По мнению Евгения Перова, важность личного бренда специалиста в большинстве компаний не играет определяющей роли.

«Если будущий сотрудник ведёт экспертный блог — это круто, так можно сразу посмотреть на опыт, экспертизу и вайб человека. Однако преимуществом или киллер-фичей он не становится», — объясняет он.

До middle-уровня искать среди сотрудников какие-то достижения на пути формирования личного бренда может быть бессмысленно, соглашается Артём Барбаков. Чем выше экспертность специалиста, тем больше у него, как правило, желания позиционировать себя. Больше желания показать, чего он достиг в своей компании или команде, считает он.

«И мы это оценим, при прочих равных. Добавлю, пожалуй, что личный бренд важен при найме топ-менеджмента, здесь он играет большую роль», — рассказывает Артём Барбаков.

Напомним, в первом материале «Телеспутник» обратился за ответом на вопрос — как бизнесу искать ИТ-кадры — к экспертам из сферы информационной безопасности и психологу. Тогда специалисты дали несколько советов. Среди них, например, смотреть на личный бренд кандидата, не терять из вида кадровые агентства и аутсорс, искать «золотую середину» между хард- и софт-скиллами, а также учиться понимать молодых. Подробнее читайте в статье Вот это кадр: эксперты рассказали, как бизнесу искать ИТ-специалистов на сайте «Телеспутника».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий