Доля России в мировом рынке смартфонов выросла с 1,8 % в 2015 году до 2,6 % в 2021 году, в результате наша страна вошла в первую десятку по объемам импорта и продаж смартфонов, напоминают в GS Group. При этом в 2022 году объем рынка снизился, что было вызвано исключительно временным прекращением поставок весной 2022 года, в результате доля страны сократилась до 2,3 %. «Однако в 2023 году доля России на мировом рынке смартфонов восстановится и в последующие годы уже не опустится ниже 2,5 %», - полагают аналитики.
Согласно данным исследования, в 2022 году в Россию импортировали 35,4 млн штук мобильных телефонов, объем поставок снизился на 21 % (2022 г. к 2021 г.). Доля смартфонов составила 78 % — на уровне 2021 года, но в абсолютных цифрах объем упал на 22 % (2022 г. к 2021 г.) — до 27,5 млн штук. Импорт кнопочных мобильных телефонов сократился на 19 % (2022 г. к 2021 г.) — до 7,9 млн штук.
Структура ценовых сегментов сильно изменилась: выросла доля нижнего сегмента и сжался премиальный сегмент. При этом в абсолютных цифрах уменьшились все три сегмента. По итогам 2022 года доля нижнего (бюджетного) сегмента (смартфоны до 10 тыс. руб.) выросла с 32 % до 39 %, а его объем уменьшился с 11,2 млн штук до 10,8 млн штук (спад на 4 %, 2022 г. к 2021 г.). Средний ценовой сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) потерял 4 млн штук, его объем упал на 23 % (2022 г. к 2021 г.) — с 17,2 до 13,2 млн штук. В результате средний сегмент по-прежнему занимает половину рынка (48 %). Доля верхнего сегмента (смартфоны дороже 30 тыс. руб.) упала с 19 % до 13 %.
Кроме того, суммарные поставки пяти лидеров (Xiaomi, Realme, Samsung, Tecno и Apple) за 2022 год составили 21,4 млн штук, или 78 % рынка смартфонов, посчитали в GS Group. В абсолютных цифрах суммарные поставки лидеров упали на 27 % (2022 г. к 2021 г.). На прочие бренды смартфонов (включая Huawei) приходится 22 % поставок: 13 % в нижнем сегменте (3,6 млн штук) и 9 % в среднем и верхнем сегментах (2,6 млн штук).
В GS Group отмечают, что в сегменте кнопочных телефонов очень сильны позиции российских брендов: в среднем 60 % кнопочных мобильников на нашем рынке выпускаются под отечественными брендами. Прежде всего, это F+ и Maxvi, а также BQ и Texet.
По итогам 2022 года доля брендов Китая на российском рынке смартфонов выросла до 75 %, доля отечественных брендов составляет 1,4 %. В среднем по 2022 году 89 % смартфонов для России собрано в Китае. Кроме Китая, смартфоны для российского рынка собирают во Вьетнаме (6 %) и Индии (5 %).
Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2022 года составил 529 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных телефонов — 537 млрд руб. Оборот рынка снизился на 35 % (2022 г. к 2021 г.). По итогам 2022 года Apple остается лидером по обороту с долей 31,8 %, а Samsung занимает третье место с долей 14,5 %. На второе место вышла компания Xiaomi с долей 21,5 %. Также в лидеры выбились Realme с долей 12 % и Tecno с долей 5,3 %. На кнопочные мобильники приходится 1,5 % оборота рынка.
«Смартфон в России, несомненно, является важным элементом цифровой экономики. В 2022 году отечественный рынок смартфонов, как барометр всего рынка потребительской электроники, показал, что на самые неожиданные вызовы в России найдется решение (пусть и не сразу), а сам рынок имеет запас прочности. — комментирует руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Однако теперь изменение структуры рынка происходит в пользу китайских холдингов, что пока не приносит каких-либо преимуществ российской отрасли электроники».