У отрасли есть предложения по госаккредитации
Правительство 1 октября опубликовало на портале правовой информации постановление, которым утвердило новые правила аккредитации ИT-компаний. Управляющий партнер «Дмитренко и партнеры» Артем Дмитренко пояснил, что в постановлении расширены и уточнены требования для компаний, желающих получить аккредитацию, установлены основания для отказа в получении аккредитации и более детально урегулирована государственная проверка компаний, получивших аккредитацию.
«По новым правилам ИТ-компаниям нужно соблюсти больше обязательных требований, чтобы получить аккредитацию, а, следовательно, и льготы — обнуление ставки налога на прибыль на 2022—2024 гг., снижение тарифов по страховым взносам. Помимо этого, в отношении аккредитованных организаций в 2022—2024 годах не допускаются государственные и муниципальные контрольные (надзорные) проверки, а их сотрудники в возрасте от 22 до 44 лет включительно с 13 мая 2022 года по 31 декабря 2024 года могут получить ипотечный кредит по ставке не более 5 % годовых», — уточнил юрист.
Артем Дмитренко напомнил, что госаккредитацию может получить ИТ-компания, основным видом деятельности которой являются информационные технологии и их доля в доходах составляет более 30 %. Средний размер зарплат работников организации равен или выше среднего размера зарплаты по России или региону РФ (определяется по страховым взносам за последние три месяца, предшествующие дате подачи заявления о предоставлении аккредитации). Если компания создана менее чем за квартал до подачи заявления о предоставлении аккредитации, то это требование соблюдать не обязательно. Организации, созданные менее чем за 3 года до получения сертификата аккредитации (стартапы), получают госаккредитацию без подтверждения доли в размере 30 % от доходов от деятельности в сфере ИТ, если она зарегистрирована в реестре стартапов, а ее доход с момента создания составляет менее 1 млн рублей. Весь перечень требований указан на сайте Минцифры.
По мнению генерального директора ООО «Аурига» Вячеслава Ванюлина, изменения в правила аккредитации ИТ-компаний разумны. Например, критерии по типам выручки для средних и крупных компаний ослаблены — это позволит аккредитовать компании, которые уже достигли определенных успехов в профильной деятельности. «Некоторые другие поправки, например, критерии по средней зарплате сотрудников, скорее, отсекут ряд компаний от получения аккредитации. Кроме того, внесение обязательной ежегодной процедуры подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к аккредитованным ИТ-компаниям, в рамках которой организациям необходимо будет предоставлять сведения о доходах от деятельности в сфере информационных технологий (начиная с 2023 года), создаст дополнительные бюрократические барьеры для участников. Правила нуждаются в дальнейшей доработке, и мы призываем Минцифры прислушаться к ИТ-отрасли», — обозначил эксперт.
Поддержка культуры, но нагрузка на бизнес
Госдума единогласно приняла в первом чтении поправки в законодательство в части запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Изменения предложены в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О СМИ», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О рекламе» и «О государственной поддержке кинематографии РФ».
Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в своем Telegram-канале уточнил, что законопроект вносит запрет пропаганды ЛГБТ, педофилии, демонстрации ЛГБТ, а также информации, побуждающей к смене пола среди подростков. Эти ограничения распространяются на информацию в интернете, СМИ, книгах, аудиовизуальных сервисах, кинематографе и рекламе.
Кандидат социологических наук Александр Синютин считает, что когда речь заходит о законодательных ограничениях, у граждан возникают опасения. «В последние годы чиновники умудрялись извратить даже самое благое начинание. Вспомним введение пропусков в метро в начале пандемии. В результате создали опасные очаги распространения болезни — очередь из тысячи людей. Из-за всех происходивших подобных “перегибов” люди боятся, что вновь под личиной благих начинаний народу подсунут очередной набор проблем. В данном случае, например, они опасаются, что в результате вступления в силу новых законопроектов огромная часть ранее бесплатного контента в интернете станет платной», — полагает Александр Синютин.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков отметил, что любое повышение регуляторной нагрузки негативно влияет на отрасль. «Правда, бывают сферы, которые так просто не задавить. Когда принимали антипиратский закон, представители интернет-отрасли высказывали мнение, что он “разрушит интернет”. Однако и интернет, и вся электронная коммерция выдали рост 30 % в год. Поэтому власти уже сквозь пальцы смотрят на подобные аргументы и принимают регуляторные законы смелее, чем раньше», — рассуждает юрист.
Александр Синютин подчеркнул, что в контексте политической ситуации принятие подобных законопроектов, пусть даже «сырых», сейчас необходимо, потому что они имеют в первую очередь идеологическую и культурную ценность. «Наша фундаментальная социальная идея о нравственности и традиционных ценностях закрепляется законодательно. В этом ее цементирующая роль. Законопроекты, подчеркивающие различие наших ценностей и ценностей Запада, сейчас необходимы. А можно ли будет дальше бесплатно смотреть в интернете тот или иной контент — дело десятое. В конце концов закон можно отрегулировать», — убежден социолог.
Павел Катков соглашается с тем, что данный законопроект в большей степени повлияет на сферу культуры, чем экономики. «Запрещенный контент заменят, и онлайн-кинотеатры не опустеют от того, что из их каталогов исчезнет ЛГБТ-контент. А вот обеднит ли это культуру — вопрос уже не правовой, а культурологический. В любом случае достигнуты ли цели, поставленные авторами законопроекта, можно будет оценить после его принятия. Если цели не будут достигнуты, значит, законодатель зря придавил и без того находящийся в непростом положений медиарынок», — считает эксперт.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем Telegram-канале выразил уверенность в том, что все российские онлайн-кинотеатры и социальные медиа отнесутся к новым требованиям максимально серьезно. «Но ждать ли нам того же от западных платформ, которые уже сейчас показательно игнорируют российское законодательство и отказываются удалять очевидный экстремизм и прочий деструктивный контент? Больше всего вопросов у меня к YouTube и TikTok, где полным-полно роликов, явно пропагандирующих ЛГБТ, а благодаря их рекомендательным алгоритмам доступ к такому контенту может быть максимально широким», — написал Антон Горелкин.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксения Горячева в своем Telegram-канале рассказала о влиянии законопроекта на бизнес. По ее мнению, владельцы соцсетей будут обязаны удалить все пользовательские материалы, которые могут быть оценены как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений. Причем необходимо будет удалять и фильтровать все подобные материалы, размещенные с момента запуска социальной сети.
«Так как законопроект не содержит четкого определения материалов, которые не могут размещаться, у социальных сетей возникнут серьезные сложности с определением материалов, которые необходимо удалять. Большой объем материалов, который необходимо проверить, безусловно создаст издержи для социальных сетей. Соответственно, финансовые ресурсы, которые могут быть потрачены на развитие социальных сетей, будут потрачены на их фильтрацию и административные расходы», — поясняет депутат.
По мнению Ксении Горячевой, у аудиовидеосервисов будет два выбора: следовать максимально консервативной оценке того, что может быть признано запрещенным материалом (и как результат — существенно уменьшать объем доступного пользователю контента) или сохранять часть контента, находящегося «в серой зоне», и принимать на себя риск административных санкций. Снижение разнообразия контента на легальных площадках приведет к переходу пользователей на пиратские ресурсы. А это означает падение доходов легальных аудиовидеосервисов и разрушение культуры легального потребления аудиовидеоконтента, предупреждает она.
Ксения Горячева предполагает, что пострадает и рекламный бизнес, потому что перед рекламопроизводителями и рекламодателями встанет тот же самый вопрос об определении соотношения содержания рекламы и вновь появившихся запретов, включающих крайне широкие термины, и риски применения серьезных административных санкций в случае спора с ФАС относительно содержания материалов. А в отношении ряда категорий товаров и объектов рекламы в принципе встанет вопрос относительно возможности их рекламировать.
Александр Синютин предположил, что в справедливой борьбе с пропагандой однополых браков и сексуальных извращений некоторые особо ретивые официальные доброхоты могут выискать запретный подтекст даже в классических или детских художественных произведениях. «Не сложно представить, что под запрет может угодить мультфильм “Ну, погоди!”, так как в нем взрослый волк-мужчина гоняется с непонятными целями за зайцем-юношей, или мультфильм “Чебурашка” с сомнительными отношениями Крокодила Гены и Чебурашки», — рассуждает он.
«Принятие подобного законопроекта потребует от компаний, которые занимаются съемкой контента, быть более осторожными, от онлайн-кинотеатров — тщательной проверки выпускаемой продукции на соответствие законодательству», — подытожил генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.
Видеоигры в «пятничном пиаре»
Министерство экономики подготовило законопроект, который вносит изменения в федеральные законы «Об информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью» и обязывает разработчиков видеоигр проводить возрастную маркировку. Предполагается, что законопроект должен вступить 1 марта 2024 года.
«Телеспутник» попросил прокомментировать инициативу представителей компаний-разработчиков видеоигр, однако все они отказались. Одна компания пояснила причину отказа тем, что «текущая ситуация не располагает к обсуждению столь далекой перспективы».
Антон Горелкин счел данную инициативу коллег бессмысленной. «Ответственность за пропаганду ЛГБТ в видеоиграх уже заложена в формулировке “распространение информации” в ст. 6.21 законопроекта, который прошел первое чтение. Выносить это еще раз отдельной поправкой нет никакой нужды — значит это или невнимательность, или пятничный пиар. (…) Действительно, существующее регулирование слабо защищает несовершеннолетних покупателей видеоигр от контента с жестокостью и насилием. Возрастная маркировка, которую используют зарубежные издатели, не совпадает с нормами, принятыми у нас. Но здесь необходим более взвешенный подход, который учтет проблемы с распространением игр, и в то же время не поставит крест на развитии всей отрасли», — прокомментировал депутат в своем Telegram-канале.
По мнению Антона Горелкина, видеоигры нужно не запрещать, а замещать, развивать индустрию, готовить профессионалов. Таким инициативам и рынок, и геймеры будут рады гораздо больше, убежден он.
Беспилотники выходят на «Неву»
Правительство разрешило проведение экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге М-11 «Нева». В пилотном проекте участвует НПО «СтарЛайн», которая с 2017 года занимается разработкой технологии беспилотного вождения.
Руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн» Илья Никифоров уточнил, что ранее испытания беспилотников проводились только в экспериментальных целях, теперь ЭПР официально разрешает использовать высокоавтоматизированные транспортные средства для перевозки пассажиров и грузов. В ЭПР есть несколько этапов. На первом за рулем сидит водитель. На втором — водитель-испытатель находится в автомобиле, но не за рулем, при этом он имеет возможность остановить транспортное средство. На третьем этапе условный оператор может находиться за пределами автомобиля, но иметь возможность дистанционно взять управление на себя.
«В конце 2021 года наши инженеры начали интеграцию универсальной беспилотной платформы StarLine в два магистральных тягача. Это более сложная задача для разработчиков: другой класс транспорта, другие требования к безопасности. Беспилотный магистральный тягач — это более высокие скорости и длинный тормозной путь и, как следствие, более высокие требования к детекции и распознаванию объектов на большей дистанции. Требования к инфраструктуре для загородных трасс, по которым в будущем будут курсировать беспилотники, тоже имеют свою специфику: необходимо созданин специальных хабов, центра управления движения беспилотников», — сообщил Илья Никифоров.
По словам эксперта, в конце июля компания успешно провела испытания беспилотного тягача на выделенном участке дороги, продемонстрировав движение в условиях реальной дорожной обстановки. Был апробирован стек технологий, перенесенный с легковых беспилотных автомобилей StarLine на магистральные тягачи. Сейчас беспилотные грузовики могут двигаться по дорогам в беспилотном режиме в тех же условиях, что и легковые автомобили StarLine: перестраиваться, останавливаться перед объектами, следовать в потоке, проезжать перекрестки, пропускать людей на пешеходных переходах.
Минтранс на своем официальном сайте опубликовал расчеты: использование беспилотников на трассе М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25 % коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10 % снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20 % сократить аварийность на транспорте.
Доцент кафедры менеджмента строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Олег Бадокин подчеркнул, что любую инновацию необходимо оценивать во всем комплексе технологических, экологических, юридических и социально-экономических последствий.
«Развитие и внедрение технологии беспилотного управления грузовыми автотранспортными средствами и ее перспективное распространение в нашей стране вызывает у меня неоднозначные чувства. Промышленность, можно сказать, готова к выпуску подобной техники, и любая новая технологическая идея станет драйвером ее развития в смежных областях. Массовый выход на рынок беспилотных транспортных средств снизит общую стоимость. Однако, по данным “Первой экспедиционной компании”, затраты перевозчиков на приобретение беспилотного грузовика составят в среднем 17–18 млн рублей, то есть в 2,5 раза выше стоимости обычной грузовой машины. Кроме того, эксплуатация такого подвижного состава сложнее, поэтому затребует высокооплачиваемых инженеров и ИТ-специалистов, что под силу только крупному бизнесу. А концентрация грузовых автоперевозок в руках крупного бизнеса приведет к росту стоимости перевозки (это стандартный экономический эффект от монополизации рынка), что может перекрыть перспективное снижение транспортных тарифов в виду дегуманизации перевозки», — полагает он.
Эксперт привел статистику, согласно которой в России зарплата водителей составляет от 27 до 43 % себестоимости, амортизация — от 5 до 25 %; топливо — от 9 до 37 %. Лишь 30 % рабочего времени пилотируемый подвижной состав находится в грузовом движении в связи с ограничениями режима труда и отдыха водителей.
«Беспилотные технологии изменят эту ситуацию: увеличится длительность безостановочного движения, появится возможность совершать более сложные маршруты и максимально загружать транспортное средство», — подытожил Олег Бадокин.
Илья Никифоров напомнил, что тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования позволит отладить и усовершенствовать алгоритмы, заложенные в стеке беспилотных технологий, что сделает беспилотники надежными, экономичными и безопасными транспортными средствами.