img16 февраля 2023 в 11:29

Григорий Урьев, «Синтерра Медиа»: «Сегодня наши заказчики могут получить полный комплекс услуг для ТВ»

События февраля прошлого года серьезно повлияли на сферу телекома в России. Во главу угла встали вопросы о импортозамещения - как технологий, так и контента, а также нахождения точек роста отрасли в сложившихся геополитических условиях. Генеральный директор «Синтерра Медиа» Григорий Урьев рассказал «Телеспутнику» о поиске альтернативных решений и рынков, существующих трендах и преимуществах синергии с «Ростелекомом».

События февраля прошлого года серьезно повлияли на сферу телекома в России. Во главу угла встали вопросы о импортозамещения - как технологий, так и контента, а также нахождения точек роста отрасли в сложившихся геополитических условиях. Генеральный директор «Синтерра Медиа» Григорий Урьев рассказал «Телеспутнику» о поиске альтернативных решений и рынков, существующих трендах и преимуществах синергии с «Ростелекомом».
Слоган вашей компании звучит следующим образом: «Логистика медиаконтента без границ». Скажите, в связи с последними геополитическими событиями эти так называемые границы появились? К примеру, из-за ухода некоторых зарубежных вещателей с нашего рынка? Или это вовсе не проблема, а новые возможности?

Безусловно, февральские события повлияли на весь медиа-ландшафт и «Синтерра Медиа» не стала исключением. После начала СВО несколько клиентов «Синтерра Медиа» отказались от услуг доставки ТВ сервисов за рубеж, мы начали искать альтернативные решения и рынки. И они нашлись. После отказа ряда международных операторов от работы с российскими компаниями вырос спрос на сервисы доставки сигналов по негарантированным сетям. Такой опыт мы получали на протяжении последних 8 лет. Наше решение PTVL - собственное ПО, позволяющее передавать сигналы по негарантированным каналам связи, прекрасно зарекомендовало себя в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Решение PTVL принципиально отличается от широко известного SRT собственным протоколом передачи, что решает задачи информационной безопасности и стойкости системы к подмене контента. Могу с уверенностью сказать, что мы видим в этом точку роста для бизнеса.

К тому же, в связи с уходом с рынка РФ ряда иностранных телеканалов начался процесс импортозамещения в медиа: возникший вакуум постепенно начал заполняться телеканалами отечественного производства схожей направленности. Для «Синтерра Медиа», как для поставщика услуг предэфирной подготовки и плейаута телеканалов, это новое окно возможностей, и мы этим с успехом воспользовались.

В конце июня вы говорили, что видите тренд на увеличение количества внутрироссийских доставок телевизионных сигналов со спортивных мероприятий против крупных международных событий. Расскажите, продолжается ли этот тренд? И какие технологические инновации, по вашему мнению, будут определять развитие спортивных и концертных live-трансляций в ближайшие годы?

Безусловно, тренд по доставкам Live трансляций для спорта только усиливается. В этой части мы полностью готовы к любым вызовам - в 2022 году «Синтерра Медиа» построила и ввела в эксплуатацию национальную сеть обмена телевизионными сигналами, которая объединила 11 часовых поясов и почти все регионы. Узлы доступа к этой сети находятся в 82 столицах субъектов РФ. С помощью этого ресурса мы можем решить практические любые задачи своих клиентов, как в части прямых спортивных трансляций, так и в части постоянных доставок 24х7.

При этом, нельзя не отметить тренд на увеличение количества Live трансляций по негарантированным сетям с использованием SRT и ему подобных протоколов. Это значительно удешевляет доставку, но не дает 100% надежности сервиса. Наиболее значимые и важные трансляции еще много лет будут доставляться по выделенным каналам и гарантированным сетям.

Мы активно используем новые технологии. Сейчас в мире набирает популярность такое решение, как «умные камеры», система автоматизированной съемки, которая работает без участия режиссёра. У нас с российскими партнёрами есть решение подобного рода, которое мы сейчас активно развиваем. Для менее значимых спортивных мероприятий это вполне пригодно и очень популярно среди детского и юношеского спорта. На лицо усиление внутрироссийских соревнований. Так или иначе, международный спортивный контент будет замещен, контентом внутри страны и в целом это будет рост объема трансляций показываемого контента на федеральных каналах.

В начале октября стало известно, что «Медиа-Телеком» в партнерстве с «Синтерра Медиа» запустил в эфир три платных тематических телеканала. Скажите, насколько эта услуга нужна вещателям?

Мы отмечаем значительный рост спроса на услуги плейаута и предэфирной подготовки телеканалов на протяжении последних нескольких месяцев. Этот рост связан как с запуском новых нишевых телеканалов, заместивших ушедшие с рынка иностранные, так и с запуском телеканалов социальной направленности для создания медиа-пространства на новых территориях РФ. Подтверждением этому является запуск в эфир 3-х тематических телеканалов Сапфир, Кинеко и Terra в октябре прошлого года. В рамках данного проекта «Синтерра Медиа» оказывает полный цикл услуг по предэфирной подготовке, сборке и выпуску в эфир телеканалов. При этом «Медиа-Телеком» может сфокусироваться на творческой составляющей – программировании и оформлении телеканалов, все остальное на себя берет «Синтерра Медиа», как технологический партнер.

Нашим ключевым преимуществом является комплексный подход к решению технологических задач ТВ производства и доставки. Сегодня наши Заказчики могут получить полный комплекс услуг для ТВ, начиная от производства и сборки телеканала и заканчивая его доставкой до ключевых кабельных, спутниковых операторов и ОТТ платформ.

Вы в последнее время активно развиваете стриминг линейных каналов. Есть ли специфика в организации телевещания на видеосервисах по сравнению с кабельным ТВ, IPTV, спутниковым ТВ?

Безусловно специфика есть. Подготовка потоков для вещания на сайтах и отт платформах является очень ресурсоемким с точки зрения оборудования и вычислительных мощностей процессом. Ситуация осложняется еще и тем, что после 24 февраля большинство иностранных поставщиков ПО и оборудования для транскодирования, подготовки видеопотоков ушли с рынка РФ и нам пришлось в срочном порядке искать отечественных поставщиков данных решений. Мы провели огромную работу в этом направлении и выбрали для себя несколько отечественных решений для применения в тех или иных задачах.

Одним из успешных кейсов в этой области является совместный проект с ВГТРК, в котором мы применили отечественное решение по транскодированию, которое одновременно формирует более 500 профилей мультибитрейтных потоков для онлайн платформы «Смотрим».

Насколько для вас перспективен рынок видеосервисов, много ли клиентов среди них?

На протяжении нескольких лет мы активно работаем как поставщик услуг для видеоплатформ и ОТТ сервисов. Нашими клиентами являются практически все он-лайн кинотеатры. Мы предлагаем партнёрам широкий спектр услуг по сбору, доставке, преобразованию телеканалов для их ТВ сервисов.

Планируем в будущем расширить своё присутствие в данном сегменте, расширить перечень услуг, подключить новых партнёров. Мы прекрасно понимаем, что модель потребления контента смещается в сторону видеоплатформ и стриминговых сервисов, они в свою очередь борются за зрителя в т.ч. за счет повышения качества картинки и сервиса в целом. Тут и становится востребованным наш многолетний опыт работы с классическим профессиональным ТВ.

Кибератаки на российские онлайн-платформы и вещателей вновь доказали, что важно уделять повышенное внимание защите контента. Как это реализовать грамотно? Можно ли снизить риски несанкционированных подключений киберпреступников за счет перехода на российские вещательные технологии?

По нашим оценкам вопросы информационной безопасности вышли на первый план для подавляющего большинства медиакомпаний и операторов связи в начале 2022 года. В этой части мы предлагаем нашим клиентам набор решений по обеспечению ИБ от нашего партнера компании «Ростелеком-Солар», национального провайдера сервисов и технологий для защиты информационных активов, целевого мониторинга и управления информационной безопасностью. Компания «Ростелеком-Солар» разработала экосистему взаимодополняющих сервисов, которая обеспечивает комплексную защиту от киберугроз, таких как: защита от сетевых угроз, защита веб-приложений и электронной почты, защита от DDOS-атак, шифрование каналов связи.


В одном из своих интервью вы говорили, что через пару лет мы увидим реальные результаты импортозамещения. Расскажите, в каких видах оборудования и ПО, используемых операторами платного ТВ для распространения сигнала, уже сейчас существуют конкурентоспособные российские аналоги, а по каким направлениям необходимо сконцентрировать усилия разработчиков, производителей и регулятора, чтобы аналоги появились?

Мы постоянно тестируем разные технические средства и решения отечественного производства. Могу сказать, что на текущий момент на российском рынке уже есть несколько не уступающих западным аналогам решений для транскодирования потокового видео. Есть и решения в области доставки, но все они, к большому сожалению, решают только локальные узкие задачи. Ни у одного российского производителя и близко нет единой платформы, комплексно решающей задачи доставки и раздачи потокового видео с внятной системой управления и мониторинга различными слоями сервисов медиапроизводства - от снимающих камер до принимающих на стороне операторов платного ТВ головных станций. Такие решения и не могли появится в РФ в конкурентной среде с мировыми вендорами. Заказчик всегда предпочитал западные и проверенные в мире решения любым, даже кратно более дешевым российским именно из-за системного подхода иностранных вендоров к продуктам. Теперь ситуация изменилась и на этом рынке победит тот, кто предложит комплексное и многогранное решение всего букета задач ТВ производства и доставки на базе единой платформы.

В соответствии с указом Президента с 2025 года на объектах критической Информационной инфраструктуры должно использоваться только Российское ПО. Я бы пошел еще дальше и уже сейчас законодательно, также планово, в течение нескольких лет запретил параллельный импорт на некоторые виды оборудования и софта для ТВ производства и доставки. Очевидно, что это не должен быть тотальный запрет на все: должно быть очень взвешенное и обдуманное решение. Только так мы сможем заставить заказчиков голосовать рублем в рамках их текущих бюджетов за российские решения уже сегодня, а российские разработчики перестанут бояться вкладывать деньги в долгосрочные масштабные проекты и будут уверены в рынке сбыта.

Только наладив диалог разработчиков и потребителей решений на базе взаимных обязательств мы достигнем значимых результатов. А до последнего времени разработчики или частично копировали импортные решения или производили то, что считали со своей стороны правильным. Ведь правильно написанное ТЗ соответствующее реальным требованиям заказчика это 50+% успеха. Очевидно, что без участия конечного пользователя сделать это практически невозможно.

«Синтерра Медиа» активно взаимодействует и делится экспертизой с российскими производителями. Мы находимся в постоянном диалоге с компаниями «СтримЛабс», Системный дом «Деловые Партнеры», «Теком», по разрабатываемым ими продуктам, пытаемся донести те аспекты и нюансы, которые важны нам как оператору национальной медиасети и одному из ключевых заказчиков.

В России во втором квартале 2022 года впервые за все время наблюдений снизился объем мобильного трафика, который рос все последние годы прежде всего на фоне роста потребления онлайн-видео на мобильных устройствах. На ваш взгляд, почему так произошло и видите ли вы здесь какие-то риски?

Да, действительно по данным сотового оператора Tele2 мобильный интернет-трафик во втором квартале сократился на 1,6%. Считаем данное снижение незначительным и предположительно связываем это с тем, что с марта рынок покинули ряд иностранных ОТТ платформ и на территории РФ были заблокированы несколько иностранных соц. сетей, что в свою очередь и могло привести к незначительному снижению потребления мобильного интернет трафика.

В 2020 году «Ростелеком» заключил юридически обязывающие соглашения о приобретении 100 % акций ЗАО «Синтерра Медиа». В связи с этим вопрос: есть ли у вас взаимодействие с инфраструктурой «Ростелекома»?

«Синтерра Медиа» работает на рынке с 2006 года и по состоянию на конец 2019 года занимала до 70% рынка наземной доставки ТВ сигналов. Компания никогда не имела собственной сетевой инфраструктуры за исключением нескольких сегментов ВОЛС в Москве, всегда была оператором наложенной сети и в какой-то момент это стало стоп-фактором дальнейшего развития. После покупки «Ростелекомом», «Синтерра Медиа» получила возможность использовать инфраструктуру национального оператора связи и стоп-фактор превратился в драйвер роста. Спустя всего 2 года национальная сеть ТВ обмена «Синтерра Медиа» уже имеет опорные узлы собственной ТВ сети в 82 столицах субъектов РФ и активно развивается дальше. В ближайших планах покрытие городов с населением 100 тыс. человек и более.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий