Институт изучения мировых рынков (ИИМР) провел опрос разработчиков и потребителей ПО и собрал аналитику с темпами внедрения и перспективам Open Source в России. По даным аналитиков, через два года доля решений на основе открытого кода в общем объеме софта, используемого корпоративными клиентами составит две трети, из которых на коммерческое ПО на базе открытого кода (Commercial Open Source Software, COSS) и свободно распространяемое ПО с открытым исходным кодом (Free Open Source Software, FOSS) будет приходиться по 32 %.
73 % корпоративных потребителей ПО не ожидают возврата поставщиков из недружественных стран в ближайшее время. Корпоративные клиенты больше всего используют open source продукты в следующих сегментах: операционные системы (25,3 %), системы управления базами данных (20,5 %), продукты информационной безопасности (13,3 %).
Заказчики считают, что главными преимуществами COSS подхода являются быстрота появления нужных функций и простота адаптации под нужды клиента. Три основные причины, которые отталкивают клиентов в отдельных случаях: отсутствие подходящего COSS-продукта, отсутствие сотрудников с нужным уровнем экспертизы и отсутствие адекватной системы поддержки и обновления у вендоров. 72 % опрошенных компаний-разработчиков планируют выпустить COSS-решения в ближайший год.
Вендоры отмечают отсутствие качественных COSS-аналогов на российском рынке в следующих сегментах: система управления ресурсами предприятия (ERM), системы информационной безопасности и электронного документооборота.
68 % респондентов-разработчиков отметили, что проблема «фейковых вендоров» является серьезной, причем каждый пятый ответивший считает ее крайне серьезной. Главные причины, которые удерживают разработчиков от увеличения доли опубликованного исходного кода — отсутствие активного сообщества вокруг продукта и уязвимость с точки зрения безопасности сразу после перехода на open source.
В опросе приняли участие более 100 крупных и средних организаций‑заказчиков ПО из всех ключевых секторов экономики. Среди них НЛМК, «Почта России», Росбанк, Росводоканал. Кроме того, своим видением поделились 26 компаний-вендоров в сфере ИБ, в том числе ГК «Астра», CyberOK, Arenadata и прочие.
Ранее «Телеспутник» писал, что темпы импортозамещения в российских компаниях в 2023 году выросли, но тем не менее, о полном переходе на российские решения заявляет лишь 1 % компаний. В процессе перехода находятся 24 % респондентов, 48 % его только планируют.