Как пишет издание, платными подписками пользуется треть опрошенных (33% по сравнению с 31% соответственно).
Предметом исследования стали 15 онлайн-кинотеатров: «Иви», «Кинопоиск», Okko, Amediateka, Netflix, Google Play Movies & TV, Apple TV+, Premier, Wink, more.tv, Start, «Билайн ТВ», Kion, «Мегафон ТВ», Viju. В онлайн-опросе приняли участие 7,5 тыс. респондентов в возрасте от 16 до 55 лет, проживающие в городах России, включая малые, с населением до 100 тыс. человек.
Значимый рост пользования всеми видами подписки в течение одного квартала произошел впервые с конца 2021 года, отмечается в исследовании, Проникновение подписок быстро растет среди жителей всех возрастов, кроме старшего поколения (от 45 лет). Если говорить о размере городов, то в первом квартале 2023 года наиболее значимо выросло число подписчиков на онлайн-кинотеатры в городах с населением более миллиона человек.
Крупнейший онлайн-кинотеатр на рынке «Кинопоиск» вновь увеличил отрыв от конкурентов. В начале 2023 года подписка на сервис была оформлена у 21,1% горожан, платная подписка — у 15,4%. Второе и третье места разделили между собой «Иви» и Wink. «Иви» все еще обгоняет Wink по общему количеству подписчиков (10,1% у «Иви» против 9,1% у Wink), но незначительно уступает по числу платящих подписчиков (5,8% против 6,2% соответственно).
Помимо «Кинопоиска» наиболее заметный рост как общего количества подписчиков, так и тех, кто платит за подписку, демонстрируют онлайн-кинотеатры Kion и Start. У Kion общее количество подписчиков выросло с 5,8% до 7,9%, а число платящих — с 3,4% до 4,2%. У Start общее число подписчиков — 2,2% по сравнению с 1,6% в конце прошлого года и 1,1% против 0,8% — количество пользователей платной подписки.
Согласно исследованию TelecomDaily, в 2022 году платная модель (в основном оплата подписки, но сюда же входит заказ одной единицы контента) еще больше укрепила позиции по сравнению с рекламной (бесплатный просмотр при условии обязательной рекламы). По итогам 2021 года рекламная модель все еще приносила 15% выручки, в 2022 ее доля сократилась до 9%. Для сравнения, в 2018 рекламная модель обеспечивала 36% выручки.
В целом же, по итогам 2022 года выручка онлайн-видеосервисов в России выросла всего на 5% — это значительно ниже, чем годом ранее, когда рынок в деньгах подрос на 54%, и также не дотягивает до темпов 2018-2020 годов.
Кроме того, изменилось положение игроков. Бессменный в течение последних лет лидер, «Иви», уступил «Кинопоиску», а уход западных игроков позволил еще больше укрепиться отечественным проектам. Так, в первую пятерку вошли Kion и Start.
Эксперты сошлись во мнении, что процесс насыщения ОТТ-сервисами в 2020–2021 годах остановился из-за скачка спроса, вызванного нахождением потребителей дома в период пандемии. Многие зрители пришли на платформы, пользуясь промокодами или акциями с бесплатными периодами подписки. В 2022 неизбежный отток числа пользователей усилился также из-за ухода ряда крупных сервисов и снижения покупательской активности.
«Тем не менее, рассчитываем, что в 2023 году рынок частично восстановит динамику, выручка вырастет на 10–12%», — отмечал генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.