img
img01 августа 2025 в 16:11

В какой сфере бизнес уже использует ИИ

Большинство российских компаний верят, что искусственный интеллект (ИИ) уже в ближайшие пять лет станет неотъемлемой частью их ИТ-инфраструктуры и поможет снизить издержки. Но вопреки оптимистичным прогнозам, 41 % организаций все ещё не используют ИИ вовсе. Это показало новое исследование Русской Школы Управления (РШУ), охватившее ключевые сферы бизнеса: от управления персоналом до стратегического планирования.

Большинство российских компаний верят, что искусственный интеллект (ИИ) уже в ближайшие пять лет станет неотъемлемой частью их ИТ-инфраструктуры и поможет снизить издержки. Но вопреки оптимистичным прогнозам, 41 % организаций все ещё не используют ИИ вовсе. Это показало новое исследование Русской Школы Управления (РШУ), охватившее ключевые сферы бизнеса: от управления персоналом до стратегического планирования.

Бизнес готов признать: ИИ в будущем сможет справляться с частью управленческих задач не хуже человека — так считают 86 % респондентов.66 % уверены, что к 2030 году алгоритмы возьмут на себя анализ данных и построение прогнозов. 45 % полагает, что ИИ сможет контролировать выполнение задач. 22 % — что он будет способен разрабатывать стратегии. 16 % доверили бы ему принятие оперативных решений.

И лишь 14 % участников уверены, что искусственный интеллект не сможет заменить ни одну из функций топ-менеджмента. Но сегодняшняя практика выглядит скромно. 63 % компаний пока не используют ИИ в управлении вообще. Из тех, кто его применяет, чаще всего решает точечные задачи: анализ и интерпретация бизнес-данных (19 %), оптимизация процессов (16 %) и контроль задач (13 %). Ещё реже ИИ участвует в стратегическом планировании (11 %) и прогнозировании рисков (8 %).

Самым популярным направлением для внедрения ИИ остаётся маркетинг: 38 % компаний уже используют технологии в этой сфере — от таргетированной рекламы до анализа поведения клиентов. На втором месте — HR и подбор персонала: 23 % респондентов применяют ИИ при найме и взаимодействии с кандидатами. Также ИИ задействован в финансовой аналитике (19 %), производстве (11 %), логистике (11 %) и юриспруденции (6 %).

Впрочем, даже там, где ИИ внедрён, его применение ограничено. Например, оценку эффективности сотрудников полностью доверяют ИИ всего 2 % компаний, частично — 20 %. При этом 36 % планируют внедрить такие решения в течение года, а 42 % вовсе не рассматривают этот вариант.

Автоматизация HR-задач с помощью ИИ пока остаётся точечной: 19 % используют его для отбора резюме, 10 % для написания текстов вакансий и внутренних сообщений, 8 % анализируют с помощью ИИ вовлеченность сотрудников, 7 % проводят онлайн-собеседования, 2 % автоматизировали адаптацию новичков. Но подавляющее большинство — 71 % признались, что не автоматизировали с помощью ИИ ни одну HR-функцию.

Несмотря на это, ожидания от ИИ — высокие. Треть респондентов (33 %) считают, что в ближайшие пять лет он станет важной частью их ИТ-структуры. 31 % надеются, что технологии помогут существенно сократить затраты, а 27 % уверены, что изменится подход к управлению персоналом. Для 14 % компаний внедрение ИИ может означать полную трансформацию процессов. И только 28 % считают, что никакого существенного влияния на бизнес ИИ в ближайшие годы не окажет.

«Сейчас ИИ — одна из самых горячих тем среди руководителей. Пока компании скорее присматриваются к технологии, пробуют внедрять своими силами и активно изучают инструментарий, которого сегодня очень много. Важно понимать, что на текущем этапе внедрение зачастую обходится дороже, чем использование, поэтому многие предпочитают двигаться осторожно. По данным исследования, только к 2030 году стоит ожидать значимых изменений в применении ИИ в менеджменте. До этого времени компании будут накапливать опыт, тестировать решения и постепенно адаптировать процессы под новые технологии. При этом тема искусственного интеллекта уже стала обязательной в управленческом образовании — её включают в программы MBA и курсы для топ-менеджеров. Это показывает, что бизнес готовится к переменам, и сейчас мы видим только точечные изменения на уровне конкретных компаний и функций», — комментирует директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская.

В исследовании приняли участие 1198 человек: представители компаний из разных отраслей бизнеса. Опрос проводился во всех федеральных округах РФ.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий