Начнём с того, что рынок виртуальных операторов во всём мире продолжает расти. В 2024 году его размер составил 70,59 млрд долларов.
В России существует несколько базовых операторов связи. Все остальные – виртуальные, которые используют их инфраструктуру. Наиболее комфортно в этой среде чувствует себя банковский сектор. Выручка четырёх MVNO операторов из финансовой отрасли в 2024 году достигла 22,07 миллиардов рублей («ВТБ Мобайл», «СберМобайл», «Газпромбанк Мобайл» и «Т-Мобайл»). При этом каждый из перечисленных арендует мощности «классических» операторов.
«Рынок мобильных виртуальных операторов в России продолжает развиваться. Об этом свидетельствует выход новых игроков на рынок в текущем году. Конкуренция обостряется.
Но на фоне растущего интереса следует учитывать и сдерживающие факторы. Непростые макроэкономические условия, необходимость соблюдать все ограничения регуляторов и изменение потребительского поведения делают инвесторов более осторожными. Все эти факторы в совокупности могут замедлить темпы появления новых игроков. Запуск MVNO-оператора технологически сложный проект, это не магазин новый открыть. Проект окупается годами и требует значимых инвестиций в инфраструктуру, технологии и продвижение», - генеральный директор «Газпромбанк Мобайл», Анастасия Спешилова.
То, что на отечественный рынок выходит маркетплейс – новость. Но в мире подобная практика применяется давно. Ещё в 2015 году доля MVNO, связанная с услугами ритейлеров, составляла 12%. Тогда как в России эта тенденция только зарождается.

Изображение: GSMA Intelligence
К примеру, в Великобритании розничная сеть Tesco в 2003 году запустила собственный бренд Tesco Mobile. Бренд был представлен как продолжение философии супермаркетов. В 2014 году компания запустила услуги 4G без дополнительной платы по сравнению с 3G, что тогда было ново для британского рынка. Так Tesco занял устойчивые позиции в области связи.
Компания WalMart ведёт сразу несколько MVNO-проектов. Один и таких Walmart Family Mobile. Особенность сервиса в том, что к одному аккаунту можно привязать до четырёх линий связи. Это позволяет экономить на стоимости услуг.
«Необходимо учитывать, что между MVNO и классическими операторами связи есть ключевое отличие. Классические операторы связи инвестируют в развитие сети, технологий, импортозамещение решений, продуктов на базе сетевых функций, а также, что особенно важно, дают абоненту дополнительную ценность в телекоммуникационных услугах. Таким образом, только классические операторы связи, по сути являющиеся технологическими компаниями, могут обеспечить развитие не только уровня сервиса для клиентов, но и отрасли в целом, а также государства.
MVNO-операторы не имеют доступа к технологическому развитию сети, так как они оказывают услуги на инфраструктуре классического оператора связи. При этом они концентрируются на бандлинге продуктов с банковскими сервисами, что зачастую обуславливает предоставляемые ими скидки на услуги связи», - вице-президент по розничному бизнесу МТС Юрий Нефедов.
В большинстве открытых источников пишут, что цены на MVNO зачастую ниже, чем на тарифы классических операторов. Но никаких точных данных не приводится. Редакция «Телеспутника» ознакомилась с услугами современных операторов. Сравнивать ценовую политику сложно, потому что в большинство тарифов помимо СМС, звонков и интернета входят дополнительные услуги. Редакция взяла ориентир на количество гб (от 25 до 40) и минут (не менее 500).

Тарифы виртуальных операторов. Изображение: скриншоты с официальный сайтов MVNO-операторов.

Тарифы базовых операторов. Изображение: скриншоты с официальный сайтов базовых операторов.
Вывод: тарифы базовых операторов дороже.
По опыту работы Tesco и WalMart можно предположить, что MVNO предоставляют ритейлерам возможность оставаться в центре внимания клиентов. Приведённые в пример компании демонстрируют: виртуальные мобильные операторы могут удержать клиентов и способствовать достижению более масштабных бизнес-целей. Так, новый тренд, скорее всего завязан не на прибыли, а на стремлении оказывать комплексные услуги.
«Рынок виртуальных операторов давно открыт для компаний из смежных отраслей. Это стимулирует конкуренцию, но важно учитывать, что для создания привлекательного продукта требуются значительные инвестиции и экспертиза.
Модель MVNO позволяет запустить услугу без собственной сети, но требует инвестиций, технологичности и проработки бизнес-модели. По нашему опыту, успех возможен, когда продукт создаёт дополнительную ценность для своей аудитории — будь то удобство, гибкость или уникальные сервисы.
В этом контексте особенно важен клиентский сервис. Мы обслуживаем более двух миллионов пользователей по всему миру и уже более шести лет развиваемся на рынке. За это время мы убедились: высокое качество поддержки и внимание к каждому пользователю — не просто бонус, а стратегическое преимущество. Именно это позволяет нам привлекать и удерживать лояльную аудиторию в условиях высокой конкуренции», - пресс-служба Yesim.
Выводы о том, какую ценность будет нести новое MVNO от известного маркетплейса делать рано. Не исключено, что благодаря этому продукту пользователям будут предложены скидки или упрощённое пользование сервисом. Пока что мы можем только предположить: цель не в заработке, а в расширении услуг.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что виртуальные операторы набирают обороты.