img
img13 января 2025 в 10:38

Прогнозы DIGINEERING сбываются: виртуальные операторы (MVNO) набирают обороты

Рынок MVNO в России достаточно динамично меняется и предсказать год назад, что 2024 год будет годом развития рынка MVNO (mobile virtual network operator) в России было не просто. Выход на рынок MVNO всех базовых операторов связи в этом году, появление новых крупнейших проектов банковских MVNO, вывод новых технологических решений, всё это имеет хорошие шансы стать главными драйверами развития телеком-отрасли в предстоящие годы.

Рынок MVNO в России достаточно динамично меняется и предсказать год назад, что 2024 год будет годом развития рынка MVNO (mobile virtual network operator) в России было не просто. Выход на рынок MVNO всех базовых операторов связи в этом году, появление новых крупнейших проектов банковских MVNO, вывод новых технологических решений, всё это имеет хорошие шансы стать главными драйверами развития телеком-отрасли в предстоящие годы.

Причем многие из этих трендов год назад уже были предсказаны, что добавляет интереса узнать о том, какие предположения прошлого года реализовались, что компаниям дает технология виртуального оператора связи сейчас, когда на рынке MVNO появятся маркетплейсы и как виртуальные операторы могут решить проблему выдачи SIM-карт мигрантам? Об этом в кулуарах конференции «Телеком и банки» редактору «Телеспутника» рассказал основатель проекта DIGINEERING Святослав Косоруков.

В прошлом году в рамках конференции «SmartTech Russia 2023: MVNO, Cloud, Fintech и другие технологии для бизнеса» присутствовал скепсис в части запуска новых крупных проектов, но у вас была противоположная точка зрения. Вы прогнозировали выход на российский рынок MVNO новых крупных игроков из числа банков. Сбылись ли эти прогнозы?

Да, действительно, тогда был определённый скепсис из-за соответствующей макроэкономической ситуации. Также оставался вопрос, есть ли у нас ещё банки, которые будут запускать MVNO, ведь именно подобные кейсы являются самыми популярными и крупными.

Однако я прогнозировал, что вскоре свои MVNO запустят многие российские банки. И действительно, в июле было объявлено об открытии проекта группы ПСБ. А позже, в октябре, стало известно, что запускается MVNO от «Альфа-банка». Я думаю, что тренд на подобные запуски сохранится. Возможно, они будут не такие крупные, поскольку банков не так много.

Сейчас происходят поглощения одними банками других, и это тоже в каком-то смысле история про запуск и развитие виртуальных операторов. Например, сегодня на сессии прозвучала новость о том, что ВТБ пополняется другими банками, такими как «Открытие», «Почта банк» и РНКБ. Соответственно, мобильный оператор, который есть у ВТБ, также должен будет покрыть потребности клиентов и этих банков.

В прошлом году вы также предсказывали, что вектором развития MVNO станет новое для рынка направление так называемых корпоративных MVNO. Можете подробнее рассказать об этом направлении и о том, стало ли оно мейнстримом?

Да, такой тренд я также прогнозировал. История с корпоративными MVNO на мой взгляд будет набирать обороты. Крупные компании сегодня сконцентрированы на безопасности, а создание собственных сетей и закрытых контуров связи становится всё более актуальным.

И подтверждением этому стали новости о запуске MVNO для Роснефти, также появлялись новости и о мобильном проекте Росатома.

Кроме того, крупные компании все больше поддерживают социальную составляющую. Поэтому кроме вопросов безопасности работодатель может решать и социальные вопросы, например, предоставлять связь своим сотрудникам под собственным брендом, который может быть интегрирован с другими социальными преимуществами. Мне кажется это будет актуально.

Несмотря на то, что практически все новые MVNO-проекты запускались на фабрике MVNO от t2 (бывший Tele2), Вы говорили о возможности запуска MVNO и на других сетях, а также о выходе на рынок других базовых операторов. Случилось ли это?

Да, и это должно было случиться в какой-то момент. Рынок можно сказать был «монополизировал» t2, которые запустили свою фабрику MVNO. Другие операторы долго думали, стоит ли им выходить на этот рынок.

В текущем же году мы видим, что на рынке появились новые предложения. Например, «МегаФон» активно предлагает свои услуги по запуску MVNO. Кроме того, недавно появилась новость о том, что «Альфа-банк» запустит своего оператора на сети «Билайн», который также вовлекается в историю запуска виртуальных мобильных операторов и растит свои компетенции в этой области.

Стоит упомянуть и проект Роснефти — «РН-связь». Он запускается совместно с компанией МТС, которая тоже вовлекается в рынок MVNO. Всё это события последнего года. Также можно вспомнить проекты, связанные со «Сбером» и «Т-банком». Они изначально запускались на сети t2, но в ряде регионов они уже работают на «МегаФон» и МТС.

По итогу этого года, получается, что все базовые операторы стали полноценными игроками рынка MVNO.

img

Основатель проекта DIGINEERING Святослав Косоруков. Фото: TMT Conference

Игроков на рынке с каждым годом становится всё больше, повышается конкуренция. Заметили ли вы снижение тарифов на услуги MVNO?

Мне кажется, что такое явление действительно присутствует и тарифы снижаются. Те тарифы, которые были на запуске MVNO у «Сбера», ВТБ и Т-банка, были значительно выше чем сейчас. Соответственно, новые игроки могут получить более выгодные условия, которые сильно влияют на экономику проекта, делая его более рентабельным.

Если говорить о других игроках: вы говорили, что на рынок MVNO могут выйти крупные игроки по типу «Яндекса», Ozon и других маркетплейсов. Однако пока что этого не произошло. Как вы думаете, почему?

Если не вышли, значит их время пока что не пришло. Однако оно настанет. Для этого, должны совпасть два фактора. Первый — это стадия развития этих компаний и ориентация компании на лояльность и CRM, как ключевой драйвер роста. Такой проект должен быть экономически выгодным. Второй фактор — это технические решения, которые предлагает рынок. В принципе, конъюнктура рынка сегодня становится всё более благоприятной для запуска MVNO.

Одной из целей запуска MVNO может быть повышение лояльности и коммуникации с клиентами, потому что продукт мобильной связи — это продукт регулярного использования. Если говорить о тех же Ozon или «Яндекс», которые имеют свои маркеты, то их продукт скорее разового потребления. Однако при сочетании разового продукта с регулярным продуктом — связью — можно чаще и чаще возвращать клиентов к покупкам на своём маркетплейсе.

То, что у «Яндекса» и у Ozon есть свои банки, является фактором появления MVNO в будущем?

То, что Ozon и «Яндекс» развивают банковские проекты, может стать первым шагом к тому, чтобы перейти к запуску MVNO. Кроме того, надо помнить о тренде на идентификацию пользователя. В России он становится всё более популярен. Систему ID клиента прекрасно можно выстроить на базе мобильного оператора, потому как договора на мобильную связь привязаны к проверенным паспортным данным клиентов, а также SMS коды подтверждения можно отправлять безопасно внутри контура виртуального мобильного оператора, минуя посредников в виде SMS-агрегаторов, которые как минимум собирают статистику.

Будет ли развиваться направление MVNO для небольших закрытых групп, мигрантов?

Думаю, что подобные решения будут совершенствоваться, в том числе с точки зрения технических возможностей. На конференции «Телеком и банки» компания «ПУМА биллинг» представила свою импортозамещенную платформу, которая позволяет закрыть потребности виртуального оператора со всех сторон. Например, предложить клиентам решение вопроса с разработкой и созданием мобильного приложения, построения процессов обслуживания и продажи через уже встроенные интерфейсы - это точно будет актуально для новых MVNO.

Касательно ситуации с мигрантами — сейчас в этой части законодательства достаточно много изменений. Возникает вопрос — как выдавать мигрантам SIM-карты? Дело в том, что необходима их идентификация через биометрию, однако операторы пока не до конца понимают, как подойти к этому вопросу. Соответственно компании, которые сейчас работают с мигрантами, могут найти решение этой проблемы в MVNO. И чем быстрее они это сделают, тем больше у них будет шанс занять этот крупный рынок.

Какие технологические тренды сложились в 2024 году, есть ли новые решения, которые упрощают запуск MVNO?

Если говорить о технологических трендах, то в перспективе они будут связаны с импортозамещением банков и операторов. Возможно, вскоре оно будет завершено. Дело в том, что сейчас огромное количество ресурсов сконцентрировано именно вокруг импортозамещения. Когда этот вопрос будет решён, развитие начнётся во многих пользовательских кейсах, и истории с MVNO-проектами будут получать все больше внимания.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий