Возможно, что одной из причин тому стал весьма представительный состав участников, среди которых присутствовали президент ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател» Алексей Амелькин, директор «Объединения альтернативных операторов связи» (ОАОС) Алексей Леонтьев, генеральный директор ООО «ТоталВидео», вице-президент АКТР Михаил Силин и президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко.
Цифровизация Ленинградской области
Переход на цифровое эфирное вещание в эфире коснулся непосредственно кабельных операторов в тот момент, когда в начале 2019 года власти вспомнили о восстановлении антенного парка. Стороны, участвующие в вопросе — правительство области и кабельные операторы — смогли договориться о совместных действиях. Это намерение было закреплено Соглашением о взаимодействии, подписанным на Петербургском международном экономическом форуме в начале лета. И очередная встреча ассоциации стала поводом для подведения итогов работы и прояснения ситуации для операторов, которые не следили за процессом.
Докладчиком по этому вопросу выступил первый заместитель председателя комитета по связи и информатизации Ленинградской области Сергей Демочко. Совместно с руководством «Облтелесети» он призвал кабельных операторов подключиться к общей работе, направленной на гладкий перевод жителей региона на цифровое вещание. Поскольку дата отключения аналога по Ленинградской области была перенесена на середину октября, впереди самый сложный период — работа с теми, кто ждал до последнего момента или так и не понял, что именно происходит.
Правительство Ленинградской области уже задействовало собственные ресурсы: по домохозяйствам ходят волонтеры, которые помогают подключить к старому телевизору приставку и настроить цифровой прием. Однако для информирования населения нужны дополнительные ресурсы. И одним из пунктов упомянутого соглашения было согласие кабельных операторов отвечать на вопросы населения, связанные с приемом эфира. На территориях, где присутствуют сети включившихся в эту работу операторов, отделы социальной защиты и служба РТРС переадресуют граждан в техническую поддержку кабельщиков. Сергей Демочко в своем выступлении подчеркнул, что кабельные операторы не должны заниматься работами по установке эфирного оборудования бесплатно — при наличии технических ресурсов на такой помощи можно заработать. А на отдельных территориях вопросы можно будет переадресовать спутниковым коллегам.
Ленинградская область — сложный с точки зрения организации эфирного вещания регион. Здесь есть и рельеф (особенно на Карельском перешейке), и государственная граница, в стокилометровой зоне от которой необходимо соблюдать условия соглашения «Женева-06» (соглашение, разработанное Международным союзом электросвязи и ратифицированное многими странами, которое регулирует стандарты цифрового вещания на частотах от 174-230 МГц до 470-862 МГц и определяет единые правила при переходе национальных сетей на цифровой стандарт, – прим. «Телеспутника»), и многочисленные военные базы, создающие помехи в эфире. Поэтому изначально было сложно спланировать спектр так, чтобы учесть интересы и РТРС, и Минобороны, и ФСО. Из-за этого мультиплексы оказались сильно разнесены по частоте. Плюс ко всему второй мультиплекс запускался в декабре, когда условия распространения сигнала отличались. Летом выяснилось, что он работает не везде, где ожидалось, и как раз сейчас заканчивается переизмерение зон неуверенного приема, рассказал Демченко. По итогам этой огромной работы будут отправлены материалы для корректировки списка населенных пунктов, где нет эфирного приема (их порядка 300-400). Там сигнал смогут предоставить спутниковые операторы.
Несмотря на всю эту работу пока остаются проблемные зоны, и там вся надежда на кабельных операторов. Отличный пример — Светогорск, расположенный на самой границе с Финляндией. В соответствии с упомянутым соглашением «Женева-06», антенны на передатчике около Светогорска отвернуты в сторону от границы, поэтому в самом городе приема российских мультиплексов нет, хотя есть прием порядка 40 финских каналов, которые, условно говоря, можно смотреть даже с помощью вязальной спицы. Так что пока на более высоком уровне идет проверка соблюдения сторонами трансграничного соглашения, доступ к российским каналам местному населению обеспечивает кабельный оператор.
В целом операторы понимают сложившуюся ситуацию и готовы оказать содействие государственной программе, правда, палки в колеса им вставляет популярный у населения миф о полной бесплатности эфирного телевидения. Последствия заявлений с телеэкранов о том, что первые два мультиплекса бесплатны, по словам Сергея Демочко, ощущают на себе и волонтеры, работающие по направлению правительства области. Значительное число жителей области уверено, что волонтеры должны не только настроить телевизор, но и установить уличную антенну, сделать кабельную разводку, устранить помехи и так далее.
Кроме того бесплатность цифрового эфирного телевидения вызывает проблемы во взаимоотношениях абонентов кабельных сетей и операторов. Абоненты требуют снижения тарифов и исключения оплаты 20 каналов в пакете. Сергей Демочко отметил, что позиция ФАС Ленинградской области в этом вопросе состоит в том, что жители не вправе требовать уменьшения абонентской платы за кабельное телевидение из-за того, что 20 каналов стали «бесплатными». В своем разъяснении ФАС ссылается на то, что кабельный оператор на самом деле обеспечивает доступ к услуге телесмотрения, цена которой не зависит от количества каналов.
Взаимодействие с управляющими компаниями
Несмотря на то, что законопроект об упрощении доступа операторов в жилые дома был внесен в Совет Федерации еще в конце 2018 года, проблемы взаимодействия с управляющими организациями не только не решены, но в некоторых городах разгораются с новой силой.
Благодаря активным действиям ОАОС в Санкт-Петербурге, где ранее между оператором и управляющей компанией (УК) в большинстве домов вставали посредники, ситуация в последний год улучшилась. Теперь, по оценкам главы объединения Алексея Леонтьева, компании-прокладки работают лишь в 7-8% домов. Однако этот шаг по нормализации отношений между УК и операторами нельзя назвать общероссийским. Алексей Амелькин из «Макател» привел пример из жизни: управляющая компания сама предложила договор, где услуга ведения и бухгалтерского сопровождения договора вынесены в отдельные оплачиваемые пункты, то есть УК сами создают деятельность и заставляют операторов ее оплачивать.
В масштабах страны операторы либо платят за доступ в дома, чтобы закрыть для себя этот вопрос, либо активно воюют с необоснованными требованиями УК, привлекая PR-ресурсы, юридическое сопровождение и тому подобное. При этом с 2014 года они не могут жаловаться в ФАС, поскольку подобные дела были вынесены из под ее регулирования. О том, какая работа за последний год была проделана в направлении улучшения порядка доступа в дома для операторов, и когда ждать результатов, рассказал президент «Ростелесети» Олег Грищенко.
Недискриминационный доступ — одна из первых инициатив экспертного совета при правительстве РФ, начавшего работу около года назад, в который входит и Олег Грищенко. Идея заключается в том, чтобы убрать финансовую заинтересованность управляющих организаций в допуске или недопуске оператора на свою территорию. При этом экспертный совет учитывает и интересы жильцов — недобросовестного оператора, который строит сети без соблюдения соответствующих норм, все еще можно не пустить в дом. Жаловаться на управляющие организации в соответствии с новыми правилами операторам предлагается в ФАС, который рассмотрит степень обоснованности отказа, как это было до 2014 года, а УК со своей стороны могут обращаться в жилнадзор. При этом решающий голос, как и сейчас, остается за собранием жильцов, что соответствует позиции Верховного суда.
В марте 2019 года проект правил взаимодействия операторов и управляющих компаний был раскритикован на обсуждениях с Минстроем, который занял позицию УК. Однако замечания Минстроя были учтены и правила даже прошли согласование в ФСБ. До этого управляющие организации манипулировали тем, что запрет доступа — один из элементов антитеррористической деятельности. Олег Грищенко ожидает, что экспертный совет при правительстве РФ под флагом развития цифровой экономики выйдет с конкретными предложениями по изменениям в законодательстве в области недискриминационный доступа уже во время осенней сессии работы Госдумы и до конца года получит первые результаты.
Пока закон не принят, операторы сталкиваются с произволом управляющих компаний. И в существующих условиях участники встречи предложили два пути борьбы с ним. Первый — инициировать собрание жильцов, которое разрешит доступ. Алексей Амелькин акцентировал внимание на том, что такова позиция Верховного суда — все решения принимают жильцы. Некоторые участники собрания, кстати, предлагали в качестве «разъяснительной» меры в преддверии их собрания отключить интернет на допустимые законом несколько часов для технических работ или сообщить о неизбежном повышении абонентской платы из-за действий УК. Но эти меры давления актуальны в ситуациях, когда оператор в доме уже присутствует, но его не пускают к собственному оборудованию.
Второй метод борьбы с УК — исключение пункта об оплате или сокращение этой оплаты в уже подписанном договоре через суд. Этой стратегии предлагает придерживаться Алексей Леонтьев и приглашает операторов активно участвовать в ее реализации в качестве заявителей в судах.
Единая OTT-платформа
Буквально накануне встречи операторов появилась информация о новой потенциальной угрозе — законопроекте о единой платформе для вещания в интернете бесплатных общедоступных каналов. По оценке Михаила Силина (АКТР), законопроект направлен на монополизацию рынка предоставления OTT-услуг.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что его цель — борьба с пиратством в отношении общедоступных каналов, когда видеоплатформы транслируют эфирную версию канала, включая контент, на который у вещателя нет онлайн-прав. А текст предполагает разработку единой платформы для вещания этих каналов в интернете и любых других коммуникационных сетях — фактически, программного обеспечения, которым будут обязаны пользоваться все операторы, не имея возможности вносить какие-либо изменения. Сейчас о готовности стать таким оператором заявила «Витрина ТВ».
Судя по существующей на текущий момент информации, единая платформа будет напрямую обслуживать конечных абонентов оператора, собирая их данные, статистику просмотра и предлагая им собственную рекламу. Удасться ли OTT-сервисам при этом возвращать абонентов обратно после переключения, например, на «Витрину ТВ», или единая платформа сможет предложить им собственный платный контент — пока не ясно. Михаил Силин опасается, что роль платформы по результатам тендера действительно будет выполнять «Витрина ТВ», разработанная «Национальной медиа группой» (НМГ). Будучи дистрибьютором десятков зарубежных каналов, холдинг может пойти вторым путем и фактически монополизировать рынок OTT-услуг в своих руках. А операторы останутся просто «трубой», предоставляющей доступ абонентов к «Витрине ТВ».
Проблема в том, что общемировые тенденции показывают массовое движение абонентов в сторону OTT. Для сохранения базы всем операторам придется так или иначе осваивать эту среду. Но вместо того, чтобы развиваться в условиях обычной рыночной конкуренции, им придется отдать клиентов некой единой платформе, у которой не будет стимулов к развитию, так как ее выделенное положение будет закреплено законодательно и не ограничено никакими временными рамками.
Не все операторы всерьез восприняли озвученную Михаилом Силиным угрозу. На встрече высказывалось мнение, что создание единой платформы или выбор «Витрины ТВ» в качестве такого решения плохо отразится на самих каналах, поскольку они потеряют часть распространения в интернете, но не на кабельщиках и их OTT-сервисах. Люди уже привыкли потреблять контент через интернет и они никуда не уйдут, как бы не менялись форматы оказания услуг.
В целом Михаил Силин оценил эту инициативу, как крайне вредную для кабельных операторов и предложил последним выработать единую позицию в отношении нововведения. С его точки зрения, это единственный шанс повлиять на этот процесс. Участники ассоциаций договорились отреагировать на новую инициативу, послав официальные письма со своими возражениями.
_________________________