img
img01 декабря 2014 в 00:00

Минкомсвязи России упрощает ввод сетей в эксплуатацию

C 1 января 2015 года вступает в силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждающий новые требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, который значительно упрощает запуск объектов связи. Реальным послаблением для бизнеса станет возможность ввода в эксплуатацию сетей связи без обязательной экспертизы проектов в уведомительном порядке.

C 1 января 2015 года вступает в силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждающий новые требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, который значительно упрощает запуск объектов связи. Реальным послаблением для бизнеса станет возможность ввода в эксплуатацию сетей связи без обязательной экспертизы проектов в уведомительном порядке.

C 1 января 2015 года вступает в силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждающий новые требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, который значительно упрощает запуск объектов связи. Реальным послаблением для бизнеса станет возможность ввода в эксплуатацию сетей связи без обязательной экспертизы проектов в уведомительном порядке.

Новый порядок предусматривает переход к уведомительному порядку ввода в эксплуатацию большего числа сетей связи и значительное упрощение схемы ввода сети электросвязи в эксплуатацию. Соответствующий приказ утверждает новые требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, а также признает утратившими силу приказы Минкомсвязи России № 113 от 9 сентября 2002 года и № 146 от 6 ноября 2009 года.

Изменения затронут также и перечень требуемых документов — он значительно сократится. Так, больше не потребуется заключения государственной экспертизы проекта, документов, подтверждающих подготовку специалистов для работы на оборудовании, а также протоколов по результатам испытаний сооружения связи. Приказ впервые четко определит сроки принятия решений о вводе сети электросвязи в эксплуатацию. Все процедуры станут прозрачными и четко регламентируемыми.

 «Мы ведем системную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы отечественной отрасли связи, и этот шаг — один из наиболее важных в этом направлении, — отметил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Мы ожидаем, что введение нового порядка позволит значительно сократить расходы на строительство сетей связи и сроки их ввода в эксплуатацию, особенно в небольших населенных пунктах».

 Однако операторы, которым адресована данная инициатива, восприняли ее неоднозначно. По просьбе редакции ее прокомментировали председатель ассоциации «МАКАТЕЛ» Алексей Амелькин и Константин Черников, ЗАО «Связьмонтаж», член ассоциации «Облтелесеть».

Алексей Амелькин: 
Принятие нового приказа о порядке ввода сетей в эксплуатацию необходимо, конечно, приветствовать: принятый еще по закону «О связи» прошлого столетия, он морально устарел, а кроме того,
много лет принятие сетей просто зависало в воздухе. Как говорили инспектора: «Кладем документы на полку и ждем». Надо также испытывать удовольствие от того, что правила приняли в таком виде, потому что предыдущая попытка принять новые правила, в которых была масса малопонятных, точнее, плохостыкуемых с реальностью технических расчетов, особенно относительно «монтированной емкости», вызвала бурю эмоций в профессиональной среде.

 Новые правила достаточно либеральны: «упрощенная» процедура принятия сетей имеет достаточно широкий, причем неограниченный список, так как, в отличие от приказа № 113, перечислены только случаи «усложненной» процедуры, убрано большинство явно лишних указаний на конкретные технологии, а также странные требования, например, «документы, подтверждающие квалификацию специалистов». Но некоторые вопросы все-таки есть.

 Первый вопрос — это возможность принятия сетей фрагментами. Это, конечно, правильно: зачем заново принимать всю сеть, если к ней присоединяется новый фрагмент? Но если оператор решит сдать новую большую сеть фрагментами, может возникнуть проблема. Ранее некоторые операторы так и делали, но в одних регионах это не вызывало проблем, в других же инспектора Роскомнадзора категорически отказывались принимать сеть и требовали сдавать ее полностью единым целым. И этот момент: когда можно сдавать фрагментами, когда нет — остался открытым.

Второе: вопрос экспертизы проекта. Отмена обязательной экспертизы изначально воспринимается положительно, но на практике не все может оказаться так радужно. По нашему опыту, пройти экспертизу не очень большой сети связи было достаточно несложно, (для себя проект мы делали сами и без больших вопросов сдали его), да и на фоне стоимости проектирования, если заказывать проект, не слишком затратно. Зато это решало все дальнейшие проблемы: у инспекторов к прошедшим экспертизу проектам уже точно претензий не было. По новым правилам принятие проекта оставлено на усмотрение инспекторов, то есть фактически инспектора будут вынуждены перепроверять проект сами, поэтому, учитывая, что единых правил и документов, по которым осуществляется проектирование, нет, на практике можно ожидать проблем. Остается надеяться, что инспектора не будут слишком уж придираться к проекту.

Третье: под упрощенную процедуру попадают сети передачи данных со скоростью 10 Гбит/с и выше (пп. Ж п. 8 правил), но в настоящее время порты на такие скорости — уже не редкость, а в ближайшем будущем станут обычным явлением, так что получается, что это требование может потерять смысл уже через несколько лет: все сети передачи данных надо будет сдавать не по «упрощенке».

Четвертое: в правилах никак не упомянута телематика, то есть предоставление доступа в Интернет сейчас можно, как и прежде, сдавать в упрощенном порядке. Пока на телематику и передачу данных — две различных лицензии, можно будет, если не брать лицензию на передачу данных, даже обойти указанное ограничение в 10 Гбит/с. Но когда лицензии объединят, что нам давно обещают, так уже сделать не получится. Собственно, проблема «много­численности» различных лицензий этими правилами не решается, но и ясности не вносит. 

Пятое: вопрос «монтированной» емкости все-таки остался. В пп. В п. 16 требуется к уведомлению о вводе в эксплуатации, хотя и только для точек присоединения, указывать их значение. Но что конкретно понимать под «монтированной» емкостью, до сих пор не очень понятно.

Шестое: в п. 17 указано, что при смене владельца повторного ввода в эксплуатацию не требуется, но в этом пункте заложена достаточно серьезная «мина»: «...если при этом места размещения средств и линий связи, их состав и характеристики не изменились». Учитывая логику правоприменителей, следует считать, что не только в случае смены собственника, но и в других случаях, когда меняются эти параметры, следует повторно ввести сеть в эксплуатацию. Понятно, что, если понять слова «состав и характеристики» буквально, любая смена оборудования ведет к необходимости проведения повторной процедуры ввода в эксплуатацию. Как это будет на практике, сказать сложно, но, учитывая, с какой скоростью операторам приходится менять оборудование, как по причине устаревания, так и в связи с необходимостью расширения количества и качества услуг, получается, что для страховки в проекты надо закладывать возможность применения другого оборудования с прицелом на какой-то разумный будущий срок.

 Наш второй комментатор оценивает новый порядок более пессимистично. 
Константин Черников: 
Единственный положительный момент новых правил приемки — отсутствие в требованиях темы о прохождении экспертизы проектной документации. Хотя отсутствие данного пункта в требованиях не исключает его появления в какой-либо иной форме. Так как представляется маловероятным полная отмена экспертизы проектной документации для создания особо сложных и/или имеющих повышенную опасность при строительстве и/или эксплуатации сетей связи.
А вот недостатков в новом положении немало.

1. Пунктом 3 требований вводится масштабный подотчетный надзор за любыми изменениями в конфигурации и технических аспектах всех сетей электросвязи. Придумана новая обязанность по предоставлению ежегодных отчетов о сетях связи, включая все планы по их развитию (!!!). Причем требуется представление гигантских объемов схем сетей связи. Ранее этого никогда не было. Цель таких действий совершенно неясна. Только если оправдать увеличение штата Россвязи и Минскомсвязи и расходов на их содержание.

 2. К уведомлениям о начале создания сети связи требованиями установлено обязательное приложение подробных схем сети в целом и линий связи в частности. Таким образом, возникает вопрос: а если на этапе строительства будут внесены какие-либо изменения, будет ли это нарушением требований?

 3. Остается нерешенным вопрос с «подводным камнем», введенным правилами, утвержденными отменяемым приказом № 113: ну, не содержат заводские инструкции, схемы соединений и
спецификации сведений об условиях эксплуатации и технических характеристиках сети связи (п. 10а требований).

 4. К уведомлениям о вводе в эксплуатацию требованиями установлено обязательное приложение фактически полного объема проектной документации, даже без учета возможных послаблений, введенных пунктом 10а самих же требований. Причем схемы сетей и линий требуется представить снова, невзирая на то, что они уже должны были быть представлены на этапе уведомления о начале работ по созданию сети.

Кстати, представление такого объема подробнейших сведений о составе и конфигурации сетей связи может (и будет!!!) вносить коррупционную составляющую в деятельность сотрудников Рос­комнадзора — конкуренты, зная, что все сведения о чужой сети связи имеются в надзоре, могут совершать попытки получить указанную информацию.

 Активизируют ли новые правила строительство сетей? Ровно наоборот! Если ничего не меняется, отчеты сводятся к информации, что изменений нет, следовательно это будет сдерживать
активность подавляющего большинства операторов (за исключением крупнейших игроков, которые просто расширят штат для выполнения новых «бумажных» задач) либо будет провоцировать на утаивание какой-либо информации по изменениям (реконструкции, модернизации и т.д.) в сети связи.

Из текста требований видно, что тот, кто их готовил, вообще не знаком с терминологией и нормативно-правовой базой в области строительства вообще и создания объектов связи в частности:
1. Особенно «порадовал» абсолютно ненормативный термин «фрагмент сети связи». 
2. Ранее приемка оформлялась актом по форме КС-14, на основании которого основные средства ставились на баланс (в соответствии с действующей нормативно-правовой базой в области строительства вообще и создания объектов связи в частности).

Теперь в требованиях приведена абсолютно ненормативная «рекомендованная» форма акта приемки. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий