«Между госведомством и организацией подписывается соглашение, по которому определяются форматы взаимодействия в машиночитаемом виде, скорость отклика на запрос, состав передаваемых данных, технические протоколы обмена данными. За уровень сервиса взимается плата. Это взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса и взаимное развитие экосистем»,— рассказала президент АБД Анна Серебряникова, цитирует «Коммерсант». Она добавила, что бизнесу интересно упростить доступ к данным, которые аккумулирует государство.
Руководитель службы проектов по развитию бизнеса «Яндекса» Леван Шаламберидзе приводит пример: у компании нет возможности получать актуальную информацию о недвижимости из Росреестра, а также данные о передвижении общественного транспорта в городах. Чиновники в муниципалитетах в ответ на просьбу предоставить эти данные, как правило, дают отказ или хотят взамен получить бесплатно коммерческие продукты «Яндекса», рассказал он.
В Минцифры видят проблему и планируют создать «государственную фабрику данных» — механизм, с помощью которого бизнес сможет получать доступ к ГИС. «В нашем понимании это не просто технологическая платформа, а набор правил и методология по подготовке к предоставлению такой информации, а также единые требования к технологическому стеку по работе с этими данными», — говорит замглавы Минцифры Олег Кочанов. В пресс-службе ведомства добавили, что понимание «архитектуры взаимодействия с бизнесом» уже есть. Речь идет о предоставлении бизнесу в том числе и доверенных государственных сервисов, которые смогут использоваться на внешних коммерческих площадках. «Задача государства — раскрыть инфраструктуру электронного правительства вовне», — пояснил представитель Минцифры.
На многие данные и механизмы взаимодействия с гражданами у государства есть безусловная монополия, например, это данные о юридических лицах или о платежах граждан в бюджет, говорит директор АНО «Информационная культура» и руководитель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин.
Бизнес воспринимает государственные данные как бесплатные, но при этом не видит возможности собрать такие объемы информации самостоятельно — это было бы очень дорого, отмечает партнер департамента управления рисками компании Deloitte Сергей Кудряшов. «Любой бизнес в сегменте b2c может эффективно их использовать как с точки зрения интеграции, так и с точки зрения отслеживания потребительских характеристик населения. Например, на сайте магазина можно автоматически верифицироваться в системе госуслуг. Таким образом, магазин получает самые полные данные о своем клиенте», — рассуждает он. Впрочем, добавляет Кудряшов, при таком взаимодействии серьезно вырастают риски утечки данных и их недобросовестного использования.
Ранее сообщалось, что Ассоциация больших данных, которая объединяет «МегаФон», «Ростелеком», Mail.ru Group, «Яндекс», Сбербанк, Тинькофф Банк и другие компании, раскритиковала законопроект о больших данных.