Чемпионату Европы быть
Арбитражный суд города Москвы 3 апреля вынес решение по иску Okko к АО «Телеспорт Груп» (крупнейший оператор спортивных прав в РФ). Иск онлайн-кинотеатра отклонили. Суть конфликта сводилась к тому, что Okko выразил недовольство тем, что «Телеспорт Груп» передал права на трансляции матчей отборочного и основного турнира чемпионата Европы по футболу телеканалу «Матч ТВ». Гендиректор «Телеспорт Груп» Петр Макаренко в ответ обвинил онлайн-кинотеатр в передаче отрывков из спортивных соревнований (хайлайтов) третьим лицам — аффилированным с Okko компаниям. Судьи встали на сторону оператора прав.
Таким образом, основной турнир чемпионата Европы покажут на общедоступном телеканале «Матч ТВ». Впрочем, как выяснил накануне «Телеспутник», большинству любителей футбола все равно, где смотреть игры, а сама история еще далека от завершения, поскольку Okko планирует обжаловать решение суда.
«Бывшие» просят больше денег
Параллельно развивается другой конфликт, причем основными его действующими лицами оказались все те же игроки. Телеграм-канал «Мутко против» 31 марта сообщил, что «Матч ТВ», скорее всего, больше не будет транслировать Лигу чемпионов УЕФА (крупнейший клубный турнир Европы) и эти права получит Okko. Это связано с тем, что УЕФА отдал права без тендера казахстанской компании Quest Media, с которой «Матч ТВ» пока не удалось договориться.
На новость оперативно отреагировал генеральный продюсер «Матч ТВ» Александр Тащин. «Действительно, наш контракт с УЕФА в этом году заканчивается. Мы работаем в этом направлении, однако на данный момент никаких договоренностей нет. Большего пока сказать не могу», — сказал он, комментируя ситуацию РБК.
Сумма контракта, о котором идет речь, может составлять около 30–35 млн евро за один сезон. При этом телеграм-канал «Мутко против» в своем сообщении отметил, что Quest Media связана с бывшим президентом Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ, ныне преобразована в РПЛ) Сергеем Прядкиным, а также бывшим директором по маркетингу этой организации Евгением Савиным и «одной из букмекерских контор».
Я выяснил, что упомянутой букмекерской конторой оказалась также находящаяся в Казахстане «Лига ставок». Что касается Прядкина и Савина, то они старательно уходят от разговора на тему прав на показ Лиги чемпионов УЕФА. Прядкин игнорирует вопросы, а Савин юлит.
«Извините, я не в курсе вообще, о чем вы говорите. С журналистами не общаюсь», — ответил он в телефонном разговоре со мной.
Что касается Okko, то пресс-служба онлайн-кинотеатра тоже отказалась комментировать ситуацию.
Таким образом, показ футбольных матчей крупнейшего европейского клубного турнира в сезоне 2024/2025 оказался под угрозой из-за зарубежной компании и бывших российских спортивных функционеров. Впрочем, если Okko сумеет договориться с владельцами прав и заплатит им столько чеканных монет, сколько они запросили, то проблема будет решена.
Медиалига связана с рисками
На фоне отстранения российской футбольной сборной и клубов от международных турниров в РФ начал развиваться так называемый медиафутбол — специфический вид, где игроками команд являются блогеры, музыканты, звезды, известные в прошлом футболисты и представители других видов спорта. Специально под соревнование даже создали так называемую Медиалигу. Судя по тому, кто подал заявку на регистрацию соответствующего товарного знака, финансирует данное шоу одна из букмекерских контор.
Медиалига снискала популярность — в первую очередь среди подрастающего поколения. Воспитанная футбольными блогерами аудитория, состоящая преимущественно из школьников, плавно влилась в число болельщиков этого турнира. Кроме того, в турнир пришли крупные спонсоры и рекламодатели. В Медиалиге играют, например, сборная телеканала «Матч ТВ» и команда «Чисто Питер», которую многие связывают (правда, на уровне догадок) с титульным спонсором петербургского «Зенита» — компанией «Газпром».
Однако проведение Медиалиги сопряжено с массой рисков. Поскольку матчи представляют собой шоу, на них много матерятся. Периодически медиафутболисты пытаются словить хайп и организуют между собой так называемые челленджи — испытания, которые зачастую представляют реальную угрозу здоровью их участников. Среди таких, например, соревнования по точности удара, в которых проигравший должен совершить какое-то действие — выпить что-то гадкое, спровоцировать прохожего, пройти босиком по снегу и так далее. В нынешних реалиях организаторы подобных челленджей ходят по тонкому льду. В определенный момент ими могут заинтересоваться директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, подразделение по делам несовершеннолетних при МВД или уполномоченный по правам ребенка. Все это обернется негативом в отношении спонсоров турнира, а также тех, кто его транслирует. «Телеспутник» уже писал о похожем прецеденте, произошедшем с двумя участниками одного из рэп-баттлов.
РПЛ, Саудовская Аравия и корпоративный футбол
Участники отечественного телерынка могли бы пристальнее обратить свой взгляд на внутренний российский футбольный чемпионат (Российскую премьер-лигу), чемпионат Саудовской Аравии, а также корпоративные турниры. Правда, показ матчей РПЛ уже давно плотно застолбил за собой «Матч ТВ».
В чемпионат Саудовской Аравии за последние пару лет приехала масса звезд мирового футбола. По этой причине матчи местного турнира приковывают внимание любителей футбола и представителей бизнеса (то есть потенциальных рекламодателей) по всей планете.
Что касается корпоративных турниров, то фактически это та же Медиалига, только без хайпа и сопутствующих рисков. Крупные компании заинтересованы в позитивном освещении своей деятельности, а поэтому сторонятся скандалов. Одновременно футбол представляет собой элемент тимбилдинга и позволяет коллективу стать еще более сплоченным.