На спортивных сайтах стоит вой похлеще хора арендованных на отпевание бабуль. Строчатся тексты, изрыгаются проклятия. А между тем цена вопроса — 250 рублей. Именно столько стоит подписка на телеканал со всеми играми РФПЛ. Особо бережливые могут приобрести отдельную трансляцию на сайтах «НТВ-Плюс» и его партнеров.
Телеканал «Наш футбол» появился во времена, когда права на показ чемпионата России по футболу перешли от ВГТРК, транслировавшей несколько матчей тура, к «НТВ-Плюс», имевшему в своем арсенале несколько футбольных телеканалов. Потом президент РФ посетовал, что с футболом что-то «намутили», и чиновник по фамилии Мутко таки добился, чтобы некоторые игры показывали по федеральным каналам. Отчего-то, чаще всего в число некоторых попадал «Зенит», но это уже другая история.
На первом этапе «Наш футбол» можно было смотреть исключительно в случае покупки спутниковой тарелки «НТВ-Плюс», но очень скоро его стали предлагать все операторы платного ТВ. Стоил он тогда чуть больше ста рублей в месяц. И все было хорошо до тех пор, пока не случился «Матч ТВ».
Аудиторию своих платных спортивных телеканалов «НТВ-Плюс» растил годами. Их было откровенно немного, но число постоянно росло. А после знакового ребрендинга телеканала «Наш футбол» появилась робкая надежда на то, что аудитория будет расти и дальше. В основе политики, которая и способствовала постепенному росту аудитории платных футбольных каналов, лежал простой принцип: самые лучшие матчи нельзя посмотреть бесплатно. К слову, во всем мире именно так и происходит. И никто этому не удивляется и не возмущается. Поэтому если федеральным каналам что-то и перепадало, то это была либо политическая, либо коммерческая история.
А потом появился «Матч ТВ», объединивший спортивные редакции «Плюса» и ВГТРК. Затем команда Тины Канделаки начала уничтожать уже сложившийся таким образом в «Матче» коллектив. Параллельно планомерно сводился на нет смысл существования телеканала «Наш футбол»: все самые лучшие матчи транслировались по федеральному бесплатному каналу, делая бессмысленным оплату телеканала. Если вы не в курсе, то процентов 80 всей аудитории футбольных трансляций составляют болельщики топ-4 футбольных клубов. И именно матчи этих клубов транслировались бесплатно, оставляя «Нашему футболу» совсем уж прожженных любителей игр «Амкар» — «Томь».
За те два года, которые понадобились Тине Канделаки и ее команде на разрушение спортивного телевещания и уничтожение робких всходов платного спортивного телевидения, телеканал «Наш футбол» исправно обеспечивал продакшн телетрансляций. Ведь эту обязанность с него никто не снимал. В преддверии нового контракта с РФПЛ руководство «Матч ТВ» вспомнило, что у него в холдинге есть платные телеканалы, и они могут приносить деньги. Только вот аудитории уже нет. То, что годами создавал «НТВ-Плюс» было уничтожено.
Самое страшное, что может случиться — это дробление пакета прав на трансляции на эфирные и через Интернет. То, что произошло с Олимпиадой-2018. Которую, по моим наблюдениям, смотрели где угодно, только не по «Матч ТВ». И есть мнение, что «Матч ТВ» получит права только на телеэфир, а вот интернет-права будут проданы сразу нескольким участникам рынка. Одним из главных претендентов считают TeleSport, который уже щелкнул Тину Канделаки по носу приобретением прав на чемпионат Испании (и, соответственно, эль классико — матч «Реал» – «Барселона»). TeleSport вполне сможет обеспечить продажу смежных прав, и в результате мы все сможем смотреть трансляции матчей любимых команд не только на паре сайтов за 75 рублей, а на десятках ресурсов и рублей за 15-20. Справедливости ради стоит сказать, что с 2018 года права на матчи первенства Испании приобрел и «Матч ТВ», но в отличие от TeleSport, показывает его далеко не в полном объеме.
Но самое смешное заключается в том, что футбольные трансляции в Интернете и вовсе могут стать бесплатными, что уничтожит последнюю статью доходов «Матч ТВ». Например, игры испанского чемпионата в социальной сети «ВКонтакте» смотрело более миллиона человек, рекламные доходы от одного матча оценивались в 1,5 млн рублей. В чемпионате РФПЛ 240 матчей, которые могут принести порядка 360 млн рублей рекламной выручки в сетевых трансляциях. Напомню, что прошлый контракт РФПЛ предполагал выплату за трансляции на уровне 500 млн рублей за сезон или почти 1,5 млрд рублей за трехгодовой контракт. И это за все — и за ТВ, и за Интернет.
Вряд ли убрав дерби из сетки вещания федерального канала «Матч ТВ» Тина Канделаки добьется чего-то, кроме ненависти футбольных болельщиков. Я не могу припомнить ни одного рекламного ролика телеканала «Наш футбол» в эфире «Матч ТВ», и не удивительно, что на спортивных форумах уже выросло поколение, для которых наличие целого футбольного канала стало откровением. И, конечно, они не готовы платить за него ни копейки.
Это лето будет жарким. В Россию приедут лучшие футбольные сборные мира, а где-то на задворках РФПЛ будет пытаться придумать, как продать права на трансляции чемпионата России подороже. Потому как, с одной стороны, 500 млн рублей за сезон при сегодняшнем курсе — это слезы, а с другой стороны, зритель не готов платить за этот футбол даже 200 рублей в месяц.
Ну ничего. Что-нибудь «намутят».
_________________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.