В ходе выступлений на CSTB-2019 стало понятно, что идея по созданию такого альянса уже назрела. Многие компании выражали готовность присоединиться к подобной организации. 4K — это экосистема, в которой участвуют производители контента, дистрибьюторы платформенных видеорешений и оконечного оборудования, операторы связи и контент-провайдеры видеоуслуг, технологические партнеры, поставщики CDN (сетей доставки контента). Это и сама операторская, ОТТ- или мобильная сеть.
Мы считаем, что такой альянс позволит вывести 4K-услуги исключительно из коммерческой зоны одной отдельно взятой компании в повседневную плоскость. Сделать услугу бытовой, какими уже стали сервисы HD и SD. Хорошо, что в панельной дискуссии «Индустрия Ultra HD. Перспективы и тренды развития» на CSTB-2019 принимали участие операторы связи, такие как «Ростелеком» и МТС. Основные проблемы с точки зрения стоимости доставки «тяжелого» контента до конечного абонента и монетизации лежат именно на них
Можно вообще уйти от такой формулировки, как альянс. Российскому рынку нужна в первую очередь открытая площадка по обмену информацией в сфере видеоиндустрии, позволяющая перейти ее участникам из зоны конкуренции в зону сотрудничества. Сейчас производители контента и операторы живут в отдельных мирах. Так, в ходе панельной дискуссии один из операторов посетовал, что на рынке отсутствуют предложения видеоконтента высокой четкости. В ответ представитель производителя контента заявил, что такой контент есть, но нет запросов на данный контент со стороны операторов.
Кроме того, российские операторы считают, что услуга 4К не востребована со стороны конечных абонентов и, соответственно, не монетизируема. Но есть успешный пример китайского рынка, когда оператор, создавая предложение, включающее в себя 4К-контент, 4К-телевизор, приставку и высокоскоростной Интернет, добивался великолепных результатов прироста абонентской базы и повышения ARPU.
Единая организация поможет напрямую договариваться о конкретных бизнес-моделях, продвижении 4K-индустрии на благо рынка в целом, а значит, и каждого отдельного его игрока. Формат двухчасового обсуждения темы на одной из сессий того же CSTB недостаточен. Необходимо создавать рабочие группы по разработке 4K-стандартов, подключать государственные органы для позиционирования российской видеоиндустрии как технологически прорывной и передовой.
Мы готовы присоединиться к альянсу в качестве одного из индустриальных технологических партнеров. Готовы помогать тем или иным компаниям тестировать технологию 4K, отвечать на технические вопросы, дать возможность удешевить процесс подготовки и доставки контента до конечного пользователя с помощью наших технологических облачных решений.
Мы планируем организовать отдельную встречу с игроками UHD-индустрии для разработки дальнейших совместных шагов, дорожной карты. В ходе такой встречи хотелось бы определиться с конкретными действиями для создания необходимых и достаточных условий формирования экосистемы партнеров в Ultra-HD-индустрии. Также разработать формат дальнейших встреч и состав участников проекта, заинтересованных во внедрении Ultra HD в повседневную жизнь.
Понятно, что у каждого из участников 4K-индустрии свои коммерческие интересы. Поддержкой операционного бизнеса 4K-альянса, в том числе вопросами по организации встреч участников альянса, проведению круглых столов, маркетинговых мероприятий, может заниматься компания, не имеющая прямого коммерческого интереса в сфере распространения и продажи видеоконтента. Это может быть научно-исследовательский институт или медийный информационный ресурс, которые занимаются в целом освещением видеоиндустрии, но напрямую не зависимый от результатов внедрения той или иной технологии. Они смогут собирать участников рынка на площадках, но при этом не пытаться «проталкивать» решения той или иной коммерческой компании.
Должно быть понятно, кто является драйвером, может быть, условно спонсируя деятельность этой организации, кто — приглашенным экспертом или наблюдателем. Важно сразу обозначить, какие обязанности, права и привилегии есть у каждого участника.
С нашей точки зрения, участие регулятора желательно, чтобы в дальнейшем превратить наработки отрасли в четкий набор стандартов и правил работы в данной индустрии. Это позволит в конечном итоге создать унифицированную экосистему, позволяющую с легкостью подключать новых партнеров, а также оптимизировать затраты на создание, доставку и потребление видеоконтента Ultra HD.
У Video Experience Alliance есть так называемая «белая книга», где закреплены основные цели и задачи, план действий, указана структура и обязанности участников. Так и в отношении российской организации стоит начинать с этого. К примеру, цели и задачи должны быть в той или иной степени конечными. Необходимо четко понимать, зачем нужна такая организация, в какой форме она должна существовать, кто должен быть обязательным членом, кто может присоединиться как наблюдатель и на каких условиях.
После закрытия организационных моментов можно переходить к практическим решениям. Однако путь к созданию VEA в Китае занял около двух лет, что говорит о долгом согласовании всех организационных вопросов.
Конечно, данную модель нельзя использовать под копирку в России, все-таки у каждой страны свой набор уникальных характеристик и бизнес-требований. Мы лишь предлагаем в какой-то степени использовать уже пройденный опыт для ускорения решения аналогичных вопросов в России.
Участие регулятора в подобной организации — социальная задача, бренд самого государства. Его задача — помогать операторам связи, потому что именно на них лежит большая часть трат. Связисты же являются основными держателями конечной базы. При этом операторы как коммерческая структура должны зарабатывать деньги, а не терять их.
В Китае десятки миллионов людей уже подключили 4K-пакеты. Это показатель того, что технология интересна и с точки зрения удержания абонента, и с точки зрения предоставления ему новых услуг. Рынок 4K активно развивается. Контент-провайдеры сразу начинают готовить контент в 4K, потому что видят, что формат востребован.
Для Huawei российский рынок всегда был и остается стратегически важным с точки зрения потенциала развития. Мы верим, что в ближайшее время наступит прорыв в переходе пользовательских предпочтений потребления видео. Абоненту будут интересны новые, более качественные форматы и любые инновации. Будут востребованы 4К, HDR (high dynamic range, технология работы с изображениями и видео, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий, — прим. «Телеспутника»), VR или другие технологии.