«Ростелеком» переходит в VK?
В конце прошлого года генеральный директор VK Борис Добродеев покинул пост спустя пять лет работы в компании, перейдя на пост гендиректора USM Telecom (цифровое подразделение холдинговой компании USM — прим. ред.). На его место пришел Владимир Кириенко — первый вице-президент «Ростелекома» и сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. После своего назначения младший Кириенко начал перетягивать в холдинг своих бывших коллег, среди которых оказались Александр Айвазов, Ирина Сиренко и Инна Походня. Интересно, что Добродеев в USM Telecom задержался ненадолго: проработав в компании чуть больше трех месяцев, он решил заняться развитием собственных проектов, создав инвесткомпанию, которая будет вкладываться в финтех и e-commerce в странах СНГ.
Что касается «вновь прибывших» в VK, то Александра Айвазова назначили старшим вице-президентом по инвестициям и развитию бизнеса. До этого он отвечал за развитие бизнеса «Ростелекома» в должности вице-президента. Ирина Сиренко, занимавшая пост вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти «Ростелекома», стала вице-президентом по связям с государственными органами. Вице-президент по маркетингу Инна Походня перешла из «Ростелекома» в VK на аналогичную должность. Также перестановки произошли и внутри компании: вице-президента VK по развитию бизнеса Степана Ковальчука назначили старшим вице-президентом по медиастратегии и развитию сервисов.
На место Инны Походни в «Ростелекоме» назначили Ольгу Свечникову, которая помимо поста вице-президента по маркетингу компании будет занимать должность директора по маркетингу сотового оператора Tele2. А функционал Владимира Кириенко, Александра Айвазова и Ирины Сиренко в «Ростелекоме» был перераспределен. Об этом рассказали представители пресс-службы провайдера. «Прямых подчиненных переподчинили первому лицу компании. Функционал Ирины Сиренко перешел в правовой блок», — сообщили они.
Сам Кириенко прокомментировал новые назначения в VK так: «Перед нами стоят амбициозные цели по развитию экосистемы VK, укреплению ее роли на российском рынке. Компания обладает всем необходимым для успеха: уникальными технологиями и платформой, а самое главное — командой профессионалов. Усиление команды направлено на развитие бизнеса в ключевых направлениях и укрепление партнерств. Уверен, вместе мы сможем выйти на новый уровень и повысить статус VK в качестве лидера цифровых сервисов и услуг для наших пользователей».
Уйти из VK решили Анна Артамонова, Очир Манджиков и Дмитрий Гришин. Артамонова занимала пост вице-президента и курировала направление развития экосистемы. Стоит отметить, что Анна начала работать в компании еще в 2003 году. Манджиков пришел в VK в 2020-м, он был вице-президентом по коммуникациям. А Гришин является одним из основателей компании, однако это не помешало ему оставить должности председателя совета директоров и неисполнительного директора.
Вероятно, новая команда VK должна улучшить бизнес-показатели компании и нарастить аудиторию соцсети «ВКонтакте». По собственным данным VK, в 2018 году месячная аудитория «ВКонтакте» составляла 97 млн активных пользователей, а в 2021-м данный показатель упал до 72 млн человек — другими словами, аудитория сократилась на 25,8 %. По итогам первого квартала 2022 года ежемесячное количество пользователей соцсети достигло 73,4 млн, а в марте месячная аудитория «ВКонтакте» во всем мире составила уже 100,4 млн. На фоне блокировок американских соцсетей в России, «ВКонтакте» продолжает фиксировать рост новых пользователей на своей платформе — только в марте рост по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил 63 %.
«Совет директоров дал Кириенко достаточно полномочий, чтобы привести свою команду. Не каждый генеральный директор получает такую свободу действий. К примеру, не было информации о том, чтобы предыдущий руководитель, Борис Добродеев, приводил с собой команду из USM-Advisors или “Металлоинвеста”. Смену команды можно считать сигналом о том, что у Владимира Кириенко есть и полномочия, например, для значительных реформ в VK», — считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.
По мнению руководителя пресс-службы hh.ru по СЗФО Марии Бузуновой, формирование команд из единомышленников действительно может быть полезно для бизнеса, отметив при этом, что у практики приглашения бывших коллег в новые команды есть и негативные стороны. «Безусловно это может восприниматься сотрудниками по-разному. Кто-то может называть это “кумовством” или непотизмом. В таком случае, конечно, страдает бренд работодателя и лояльность работников может падать», — добавляет она.
Директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина также считает, что нередко менеджеры руководящих позиций приглашают в команду людей, с которыми они уже знакомы. «Однако важно понимать, что дело не в самом факте знакомства, а в опыте работе с конкретным специалистом. А именно — в доверии к специалисту, в уверенности в его навыках, знаниях и опыте, что позволит быстрее и эффективнее наладить рабочий процесс», — пояснила она.
При этом опрошенные «Телеспутником» эксперты не склонны считать, что переход топов из «Ростелекома» в VK может быть подготовкой к возможной покупке компании оператором. Делицын напомнил, что в момент краха доткомов (интернет-компаний, — прим. ред.) в 2000 году операторы скупили почти всех крупных игроков рынка на тот момент. Но ни одна покупка не закончилась историей успеха, и все доткомы мирно упокоились где-то в подсобном хозяйстве операторов. «Дело в том, что в ту эпоху доткомы были несопоставимы с операторами по рыночной стоимости, не говоря уже о выручке. Поэтому для операторов они были направлением роста, но в силу высокой конкуренции на рынке не оправдали надежд. С тех пор все поменялось. На онлайн-рынке царствуют монополии бигтеха. Выручка Verizon — $134 млрд в год, а выручка Google — $270 млрд. О капитализации и говорить нечего: Google стоит в восемь раз дороже. Поэтому теперь, конечно, в случае схлопывания пузыря бигтех будет покупать операторов, а не наоборот. Российские телекомы по-прежнему больше и устойчивее отечественных лидеров интернет-рынка. На мой взгляд, повторять прошлые ошибки “Ростелеком” не будет. К счастью, от переваривания VK сумел удержаться владевший им раньше “Мегафон”. А для “Ростелекома” не видно смысла и в начале процесса. Поэтому укрепление менеджмента VK бывшими сослуживцами сегодняшнего генерального директора — это попросту обычная на рынке кадровая практика», — рассказал он.
Поэтому укрепление менеджмента VK бывшими сослуживцами сегодняшнего генерального директора — это попросту обычная на рынке кадровая практика
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков тоже придерживается мнения, что такой покупки не будет. «Мне кажется создается еще один сильный игрок — на несколько уровней сильнее, чем было в свое время с Mail.ru Group. Это создаст большую конкуренцию с одной стороны, а с другой — возможность влияния на значительное число жителей страны», — полагает он.
Бегство гендиректора «Яндекса»
В первой половине апреля стало известно, что Артем Савиновский сменил на посту генерального директора «Яндекса» Елену Бунину, которая переехала в Израиль. Сейчас она работает HR-директором в дочерней структуре компании. Бунина улетела в Израиль 1 марта. Она занимала должность с 2017 года, однако из-за последних геополитических событий решила уйти, громко хлопнув дверью.
Исполнять ее обязанности стал Артем Савиновский, а 15 марта пост генерального директора «Яндекса» был передан управляющему директору группы компаний Тиграну Худавердяну. Однако на следующий день ЕС включил бизнесмена в санкционный список. Топ-менеджер тут же подал в отставку и освободил другие занимаемые в Yandex N.V. должности, в том числе в дочерних подразделениях в Нидерландах. В итоге 14 апреля Артем Савиновский избавился от приставки и. о. и стал занимать должность генерального директора на постоянной основе, совмещая ее с должностью руководителя медиасервисов.
«Что касается функций генерального директора, то Артем Савиновский как финансист и стратег выполнять их может. Вероятно, в текущем периоде часть функций генерального директора состоит в том, чтобы не попасть под западные санкции. И наоборот, совет директоров будет назначать оперативных руководителей, имея в виду высокую вероятность их скорого попадания в запретительные списки», — поделился своими мыслями Леонид Делицын.
А буквально на днях покинул все посты в «Яндексе» и его подразделениях сооснователь и гендиректор группы «Яндекс» Аркадий Волож, передав право голоса совету директоров. Накануне он был внесен в санкционный список ЕС в рамках шестого пакета ограничений, введенного из-за российской военной операции на Украине. Интересно, что после ее начала «Яндекс», наряду с некоторыми другими крупными российскими компании, убрал страницу с информацией о своих руководителях со своего сайта.
Трансформация в ИТ-блоке «Сбера» и перестановки в «РТ Лабс»
Кардинальные изменения коснулись и ИТ-блока Сбербанка. Компанию и страну покинул зампред Лев Хасис, который курировал ИТ-трансформацию, а также руководитель блока «Технологии» Давид Рафаловский. Автор программной платформы Polycode, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева отметила, что эти топ-менеджеры вместе с Еленой Буниной проработали в компаниях долгие годы, поэтому расставание с ними далось непросто. «Однако топ-менеджмент меняется и будет меняться. Сейчас идет активная замена людей, которые опирались на базу и стек импортных решений, на тех, кто готов работать в новых технических и смысловых условиях, поддерживать путь импортонезависимости», — объяснила эксперт.
По данным некоторых СМИ, отъезд Льва Хасиса, который развивал в банке онлайн-ретейл, осложнил ситуацию с сервисом экспресс-доставки продуктов «Самокат» и среди прочих факторов привел к решению руководства сократить его работу в регионах. По словам Леонида Делицына, ушедший период был эпохой соревнования инвесторских кошельков в период легких кредитов. «Крупные экосистемы направляли средства на зарождающиеся перспективные рынки, стирая оттуда небольших независимых игроков в надежде занять однажды доминирующую долю и уже тогда добиться окупаемости. Теперь, когда деньги стали дороже, существование подобных проектов может оказаться в зависимости от влиятельного менеджера, харизматика и предпринимателя с длительной историей успехов, который убеждает совет директоров продолжать вкладываться. В проект вкладываются не в последнюю очередь благодаря авторитету руководителя, который обосновывает его перспективность. Если такой руководитель уезжает, то совет директоров остается наедине со своим консервативным и благоразумным, но избегающим рисков подходом», — объяснил он.
Людмила Богатырева обратила внимание и на перестановки в «РТ Лабс» — дочерней компании «Ростелекома», которая является единственным поставщиком, развивающим и поддерживающим для Минцифры экосистему электронного правительства. «Ее флагманом является портал “Госуслуг”, чью значимость для государства трудно переоценить и на развитие которого направлена большая часть инициатив Минцифры и федерального проекта “Цифровое государственное управление”. В апреле пост генерального директора “РТ Лабс” занял Тенгиз Алания, отвечавший за эксплуатацию продуктов и решений компаний. На этой должности он сменил Фарита Хусноярова. Эти изменения могут быть связаны с ростом требований к скорости, качеству и безопасности ИТ-решений, которые государство разрабатывает для граждан и бизнеса в сложившихся кризисных условиях», — рассказала она.
Эти изменения могут быть связаны с ростом требований к скорости, качеству и безопасности ИТ-решений, которые государство разрабатывает для граждан и бизнеса в сложившихся кризисных условиях
Перестановки происходят и в менее крупных отечественных вендорах и интеграторах. «В условиях колоссального спроса и появления новых ниш на российском рынке компании хотят брать максимум — продавать больше и быстрее. Из-за этого наблюдается две тенденции: собственники самостоятельно включаются в операционный менеджмент компании, либо в топ-менеджмент выводят специалистов, наиболее владеющих знаниями о своих продуктах и готовых быстро принимать решения в условиях так называемого VUCA-мира (англоязычная аббревиатура от слов volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguity — неоднозначность, двусмысленность, — прим. ред.)», — резюмировала эксперт.
По опросу SuperJob, лишь 13 % менеджеров по персоналу никогда не принимали на работу сотрудников по чьим-либо рекомендациям, тогда как у 87 % рекрутеров есть такой опыт. «Чаще всего работодатели прислушиваются к тем, кто уже работает в компании: трудоустраивать новых людей из числа рекомендованных коллегами доводилось 64 % опрошенных, причем подобная практика наиболее распространена в крупных компаниях (82 %). В основном же (в 41 % организаций) число специалистов, принятых по рекомендации, не превышает 10 %. За шесть лет, минувших с момента аналогичного исследования SuperJob, ситуация практически не изменилась: менеджеры по персоналу успешно используют в работе такой инструмент, как трудоустройство по рекомендации», — сообщила пресс-служба ИТ-сервиса по поиску работы и подбору персонала.
По мнению большинства менеджеров по персоналу (61 %), специалисты, принятые по чьей-то рекомендации, работают примерно с той же эффективностью, что и остальной персонал. «О том, что эти специалисты трудятся лучше других, сообщили 17 % работодателей. “Стараются, потому что не хотят подвести того, кто их рекомендовал”, — объясняют опрошенные. Такими наблюдениями чаще других делятся менеджеры по персоналу небольших компаний численностью до 100 человек (19 %). Лишь 6 % HR-менеджеров считают, что “рекомендованные” сотрудники работают хуже других: “Видимо, считают, что их всегда прикроют”», — поделились представители пресс-службы SuperJob.