До 2028 года «Авито» планирует вложить в технологии генеративного ИИ порядка 12 млрд рублей и получить более 21 миллиарда рублей выручки от их использования. Первые запуски продуктов с применением GenAI в 2024 году уже обеспечили 670 млн рублей выручки в год.
На 2025 год запланировано внедрение ещё 20 новых сценариев использования генеративных моделей с потенциалом более 1 млрд рублей.
«В стратегию внедрения генеративного ИИ мы изначально заложили подход с положительным ROI: инвестиции должны принести прибыль. Мы не хотим инвестировать деньги просто в модную технологию. Наш кейс показывает рынку, что на GenAI действительно можно зарабатывать. Мы планировали вернуть вложения за 5 лет, но уже в первом году получилось заработать выручку. Прибыльность инвестиций нам обеспечит использование больших нейросетей в области рекомендаций и монетизации. И помимо этого, мы создаём экспериментальные LLM-продукты, которые упростят опыт пользователей на платформе и улучшат их жизнь. "Авито" хорошо подходит для использования генеративных моделей, у нас много сценариев в создании контента и общении пользователей, где тоже есть гарантированный финансовый эффект», — рассказал старший директор по данным и аналитике «Авито» Андрей Рыбинцев.
В рамках стратегии развития GenAI компания представила новое семейство генеративных моделей — текстовую A-Vibe и мультимодальную А-Vision. Модели обучены на базе нейросети Qwen2.5 с 7 миллиардами параметров и специализированы для задач, связанных с покупкой и продажей. Глубокое обучение проходило с использованием датасета объёмом более 10 терабайт, включающего как открытые источники, так и собственные обезличенные данные.
Нейросеть A-Vibe работает только с текстом. Ключевым технологическим новшеством обеих моделей стал созданный командой «Авито» русскоязычный токенизатор, благодаря которому модель умеет понимать и обрабатывать входящий текст. В моделях с открытым кодом токенизатор настроен на англоязычный текст, он медленнее работает с русским языком. Русскоязычный токенизатор увеличил скорость генерации текста для ответа пользователю до 2 раз по сравнению с другими рыночными решениями.
A-Vision, мультимодальная нейросеть, работает с изображениями и текстом, анализирует визуальные характеристики товаров, распознает текст на изображениях, определяет качество фотографий и модерирует визуальный контент.
Для успешной реализации всей инициативы нужны сотрудники с высокой квалификацией, поэтому компания начала системно делиться накопленными прикладными знаниями в области ИИ. В 2024 году «Авито» запустил магистратуру по Data Science в МФТИ. В сентябре 2025 года запустит ещё три новые программы в ВШЭ и ИТМО — по разработке в ИТМО, Data Science и продуктовому менеджменту в ВШЭ. В 2025 году на всех программах будут учиться 140 студентов. Из них компания полностью оплатит обучение 118 студентам.
Компания также планирует получить образовательную лицензию для запуска полноценного центра дополнительного образования, что позволит расширить масштаб подготовки кадров, и открыть курсы по направлению продуктового менеджмента и Data Science. Базой для сервиса станет уже действующая в компании Академия аналитиков, которая с 2020 года уже подготовила 153 высококвалифицированных специалиста.
«Авито» развивает стажёрские программы, после прохождения которых более 75 % стажёров остаются в штате. В 2025 году компания планирует взять в штат более 500 стажёров по всем направлениям. Для действующих сотрудников создана система непрерывного обучения, обеспечивающая постоянное повышение квалификации и освоение новых технологий. До 2028 года компания планирует подготовить около 3000 ИТ-специалистов разных специальностей и наладить сотрудничество со всеми ключевыми профильными вузами страны.
Ранее «Телеспутник» писал, что в рамках международной конференции AI Journey компания «Авито» присоединилась к Кодексу этики в области искусственного интеллекта. Алгоритмы искусственного интеллекта «Авито» внедрены во все ключевые процессы, такие как регистрация, размещение объявлений, персонализация контента, монетизация, система репутации, логистика и поддержка. Непрерывное развитие технологий и добавление новых удобных сервисов позволяют значительно улучшить опыт клиентов.