Провайдер для каждого жильца
В марте Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о свободном доступе операторов связи в МКД. 6 апреля его подписал президент. С этого дня закон вступил в силу. Теперь жильцы смогут индивидуально выбирать нужного им провайдера. Ранее это можно было сделать только решением 2/3 собственников жилья. Кроме того, операторов связи освободили от оплаты за размещение своего оборудования в МКД.
Новый закон выдвигает на первое место интересы и право выбора пользователя телеком-услуг, а не управляющих компаний, застройщиков, операторов, отметили в «Ростелекоме».
«В целом закон о недискриминационном доступе операторов (НДД) защитит пользователей от навязанных некачественных услуг и необоснованного роста тарифов. Закон также будет стимулировать здоровую конкуренцию операторов, что послужит развитию рынка. Правительство должно детализировать технические и организационные вопросы НДД, в том числе снять озабоченности управляющих компаний (УК) по правилам размещения кабелей связи и оборудования, предусмотрев ответственность операторов в случае их нарушения», — уточнили в пресс-службе «Ростелекома».
Сохраняются трудности в организации договорных отношений с УК, которые зачастую завышают стоимость услуг и ограничивают доступ к телеком-оборудованию, добавили в «Мегафоне».
«Считаем, что в рамках правил взаимодействия УК и операторов, которые предусмотрены принятым законом, вопросы размещения оборудования в многоквартирных домах будут решены. Принимаемые меры поспособствуют повышению конкуренции и позволят обеспечить высокое качество услуг по приемлемым ценам», — подытожили в пресс-службе оператора.
С тем, что закон нивелирует монополию, согласился ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он пояснил, что свободный доступ провайдеров необходим, потому что он стимулирует конкуренцию, которая в свою очередь повышает качество услуг и устанавливает более лояльные цены на них.
«Жильцы многих новых многоквартирных домов переплачивают за услуги связи в несколько раз, потому что цены устанавливает определенный оператор-монополист. Жильцы не могли изменить ситуацию. Закон должен решить эту проблему. Некоторые собственники квартир напрасно опасаются за общедомовое имущество, поскольку операторы должны следовать техническому регламенту в установке оборудования. Закон также вряд ли сократит абонентскую базу провайдеров, хотя такой риск есть у операторов, которые работают только в определенных домах или домах определенного застройщика», — полагает Эльдар Муртазин.
Мораторий на проверки отменен
Правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки ИT-компаний. Соответствующее постановление вступило в силу 28 марта. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пояснила на своем официальном сайте, что такое решение было принято в связи с большим количеством жалоб участников ИТ-рынка на нарушения доминирующих компаний, на проверки которых введен мораторий.
Старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Станислав Исаков напомнил, что мораторий — это всегда временная мера, предоставляющая отсрочку. «Мораторий на антимонопольные проверки ИT-компаний вводился с целью оптимизации экономики ИT-сектора, а также для поддержки ИT-бизнеса в условиях санкций. Вероятно, что в отсутствие должного контроля некоторые ИT-компании пользовались доминирующим положением на рынке, что закономерно привело к росту обращений в ФАС. При определенной стабилизации экономики мораторий можно отменить, чтобы избежать злоупотреблений», — полагает юрист.
Мораторий согласно первоначальному приказу должен был действовать до конца 2024 года, и если условия на рынке и ситуация поменялась, то отмена моратория вполне уместна, согласился генеральный директор SimpleOne Сергей Чуканов.
Директор компании NooSoft Виталий Лажинцев считает, что основания для отмены моратория вполне очевидны: крупные ИT-компании активно лоббируют законы в свою пользу, имея для этого GR-специалистов (Government Relations — взаимодействие с государственной властью, — прим. ред.) и обладая значительными ресурсами и влиянием в профессиональных ассоциациях, что позволяет им защищать свои интересы. По словам эксперта, это логичная практика для любого бизнеса, который стремится обеспечить себе выгодные условия развития.
«Отмена антимонопольных проверок может создать риски монополизации рынка и злоупотребления доминирующим положением. Вместо этого важно улучшить механизмы контроля, чтобы предотвратить возможные нарушения и обеспечить конкуренцию», — рассуждает Виталий Лажинцев.
Он назвал и другую сторону этого вопроса: не связанные с ИТ-сферой крупные корпорации могут выделять средства и персонал для создания ИТ-подразделений, что позволяет им получить аккредитацию и участвовать в ИТ-проектах. Такое решение обосновано, но оно может иметь негативные последствия для других участников рынка.
«Отмена антимонопольных проверок для малых компаний вполне разумное решение, если эти компании не представляют серьезной угрозы монополизации. Но здесь необходимо проводить тщательную проверку, чтобы избежать маскировки крупных компаний под малый бизнес. Иначе это может привести к перераспределению ресурсов внутри крупных компаний. Они могут заказывать продукт у себя, получая под это грантовую поддержку вместо того, чтобы работать с внешними исполнителями. А малые компании в это время сталкиваются с ограничениями доступа к заказам и ресурсам, что заставляет их придумывать различные стратегии, чтобы выжить на рынке, например, развитие личного бренда основателей и установление личных связей для получения заказов и проектов», — подытожил эксперт.
Адвокат, партнер юридической компании «О2 Консалтинг» Дарья Носова подчеркнула, что защита конкуренции и контроль за добросовестной конкуренцией являются крайне важной функцией государства, нацеленного на здоровую растущую экономику.
«ИТ-индустрия развивается активно, электронная коммерция показывает значительный рост, и кардинальное ослабление антимонопольного контроля представляется скорее вредным фактором для самой же индустрии. Приоритетной защиты требуют интересы потребителей, малого и среднего бизнеса, которому в отсутствие, например, антикартельного наблюдения за рынком крайне сложно расти. С этой точки зрения отмена моратория, безусловно, уместный шаг. Внеплановые проверки ИТ-компаний позволяют реагировать на обращения о нарушениях антимонопольного законодательства и дисциплинируют участников рынка, ведь штрафы могут быть чувствительными. По сути, отмена моратория говорит о восстановлении барьеров против возможных злоупотреблений, например, антиконкурентных соглашений, которые приводят к росту цен, навязыванию невыгодных условий. В конечном счете целью моратория является поддержание справедливой конкурентной среды на цифровых рынках», — рассказала Дарья Носова.
Эксперт полагает, что отмена моратория коснется в первую очередь крупных игроков-владельцев цифровых платформ и будет способствовать стабилизации работы известных и популярных сервисов. Так, например, недавно ФАС уже выдала предупреждение маркетплейсу Wildberries о прекращении ряда нарушений антимонопольного законодательства.
Злоупотребление монопольным положением крупными компаниями может существенно ограничить развитие всего рынка, подчеркнул Сергей Чуканов. «Отмена моратория на текущий момент коснется небольшого количества ИТ-компаний. Согласно комментариям Минцифры, одним из критериев для проверок будет доля сделок, превышающая 35 % от всех транзакций на конкретном рынке. Для большинства же ИТ-компаний ситуация не поменяется после окончания действия моратория — вряд ли можно ожидать массовых проверок, тем более добросовестных компаний», — резюмировал эксперт.
VPN-сервисы больше не рекламировать
Роскомнадзор запретил рекламу или популяризацию средств обхода блокировок, к которым относятся и VPN-сервисы.
Сергей Чуканов считает, что реклама способов обхода блокировок была достаточно эффективной. Многие пользователи, не вдаваясь в подробности работы той или иной технологии, могли получить быстрое и простое решение, позволяющее получить доступ к нужным ресурсам.
Руководитель направления Центра компетенций по информационной безопасности Т1 «Интеграция» Валерий Степанов уточнил, что реклама показывала результаты, поскольку большое количество людей, которые ранее плохо ориентировалсь в понятии VPN, стали активно использовать сервисы после блокировки ряда приложений и сайтов.
«Запрет вряд ли существенно снизит интерес к использованию подобных сервисов в связи с тем, что большое количество заблокированных ресурсов до сих пор находятся в активном использовании у населения, доступ к которым возможен только через VPN», — заключил Валерий Степанов.
С ним соглашается Сергей Чуканов. По словам эксперта, во-первых, многие уже знают и даже ассоциируют VPN именно со способом зайти на нужный сайт, поэтому даже если из рекламы убрать данные слова, но оставить слово VPN, то эффект останется прежним.
«Во-вторых, запрещать использовать VPN и тем более вводить за это ответственность не будут, потому что обход блокировок — лишь частный случай использования данной технологии. В-третьих, помимо прямой рекламы есть множество сайтов, где люди могут делиться опытом, оставляют отзывы и рекомендации, что повышает вероятность нахождения пользователями нужных сервисов», — резюмировал эксперт.