Шейкин уточнил «Ведомостям», что законопроект сейчас дорабатывается, но правительство уже дало на него положительное заключение.
Основной угрозой мошенничества с использованием подмены номеров является отсутствие информации о настоящем номере совершившего вызов. Это лишает абонентов возможности сделать встречный звонок и проверить достоверность полученной информации, говорится в пояснительной записке к документу. Дополнительной проблемой является то, что правоохранительные органы узнают о факте мошенничества только в момент обращения пострадавшего, пишут авторы законопроекта. Кроме того, значительное время у них отнимает поиск оператора-нарушителя.
В связи с этим авторы инициативы предлагают внести изменения в п. 10 ст. 46 закона «О связи» и наделить Минцифры полномочиями запрашивать у операторов информацию о вызове, если в ведомство поступит обращение от органов власти или граждан, в том числе через портал «Госуслуги». Перечень информации, которую должен будет предоставить оператор связи, включает в себя сведения о номере, сопровождавшем вызов, о факте пропуска телефонного трафика либо о факте оказания услуги связи абоненту с указанием даты и времени, а также сведения об операторе, участвовавшем в установлении соединения.
Эта информация нужна для того, чтобы выявить всю цепочку операторов, которые участвовали в установлении вызова абоненту, столкнувшемуся с мошенничеством, и определить оператора, допустившего подмену номера, следует из пояснительной записки к документу. При установлении факта подмены Минцифры направит информацию об этом в МВД, и если сотрудники правоохранительных органов его подтвердят, то оператор будет вынужден заплатить штраф, говорится в документе (от 200 000 до 800 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 500 000 до 1 млн рублей для юрлиц).
После принятия поправок фактов телефонного мошенничества с подменой номера станет меньше, считает Шейкин. Сейчас операторы, особенно региональные, зарабатывают на том, что предоставляют услугу подмены номера, но теперь это станет намного сложнее, потому что правоохранительные органы будут быстрее понимать, кто этим занимается, и реагировать.
Ранее Минцифры заявляло о снижении случаев телефонного мошенничества.