В частности, в нем идет речь о системах для автоматизации проектирования различной промышленной продукции, управления бизнесом предприятий и взаимоотношениями с клиентами, кадрового документооборота, управления оборудованием, его ремонтом и обслуживанием, отгрузками готовой продукции, пишут «Ведомости».
Представитель Минцифры заявил изданию, что цели дорожной карты — развитие промышленного ПО и стимулирование его внедрения на предприятиях вне зависимости от доли государственного участия.
Согласно документу, индекс технологической независимости в области промышленного ПО к 2024 году должен составить 60% по сравнению с 10% в 2020-м. Это значит, что к 2024 году отечественная софтверная отрасль должна покрывать 60% потребностей российских предприятий в необходимом для их работы софте, объясняет источник, близкий к одному из разработчиков дорожной карты. Например, количество рабочих мест с установленным российским софтом на заводах и фабриках сейчас составляет около 900 000 — к 2024-му их должно быть около 1,35 млн, привел он пример.
Бюджет реализации мероприятий, предусмотренный планом, составляет 17,7 млрд рублей: 8,7 млрд из федерального бюджета и 9 млрд из внебюджетных источников, говорится в нем. 754 млн рублей намерены предоставить «Ростех» и «Росатом». Средства пойдут, в частности, на подготовку кадров, способных внедрять и эксплуатировать отечественное промышленное ПО, создание полигона для тестирования новых решений, создание распределенной сети испытательных лабораторий верификации, валидации и апробации промышленного программного обеспечения, перечислено в пояснительной записке к дорожной карте.
Отечественного ПО в промышленности крайне мало, рассказывает заместитель директора компании «Рексофт» Максим Кутузов. «В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика. Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно», — замечает он и добавляет, что это не повод не заниматься импортозамещением.
Один из основных и неявных рисков состоит в том, что многие отечественные разработчики на деле не обладают 100%-ными интеллектуальными правами на свой же продукт, отмечает руководитель отдела аналитики «СерчИнформ» Алексей Парфентьев. «Многие вендоры используют чужие библиотеки, движки, компоненты иностранного производства в составе своего решения, их доля часто доходит до 60–70%. Это означает, что номинально отечественное ПО в случае санкций не сможет обновляться или вообще перестанет работать», — поясняет он. Если ПО при этом обеспечивает работоспособность стратегического промышленного объекта, последствия могут быть весьма серьезные, предупреждает Парфентьев.
Ранее сообщалось, что премьер Мишустин заявил о важности развития цифровизации в промышленности.