img22 ноября 2017 в 17:32

Британский взгляд на Интернет вещей: репортаж со Smart Summit London

Во второй половине сентября в Лондоне ежегодная конференция Smart Summit — 2017 собрала представителей ритейла, мировых производителей умной техники и независимых экспертов из Англии, Германии, Нидерландов и других стран. Европейский B2C-рынок решений для умного дома значительно вырос за последние три года, но пока не достиг своего пика. Участники форума попытались определить главные драйверы его роста на ближайшие годы и наметить необходимые для этого технологии и маркетинговые инструменты.

Во второй половине сентября в Лондоне ежегодная конференция Smart Summit — 2017 собрала представителей ритейла, мировых производителей умной техники и независимых экспертов из Англии, Германии, Нидерландов и других стран. Европейский B2C-рынок решений для умного дома значительно вырос за последние три года, но пока не достиг своего пика. Участники форума попытались определить главные драйверы его роста на ближайшие годы и наметить необходимые для этого технологии и маркетинговые инструменты.

Smart Summit London — большая международная отраслевая конференция, в которой приняло участие более 180 спикеров и 1,5 тыс. посетителей. Тема умного дома являлась одной из центральных — для нее была выделена отдельная дискуссионная площадка. Организаторы также обозначили пять других важных направлений: «Умный город», «Умное страхование», «Розничная торговля», «Коммунальные услуги» и «Форум LPWAN».

Захватывающие перспективы рынка Smart home

Тон мероприятию задало выступление на открытии конференции директора направления Smart Home Strategies агентства Strategy Analytics Билла Аблонди (Bill Ablondi).

По его словам, следующим этапом эволюции домашней техники вслед за умным домом (Smart home) станет «дом разумный» (Intelligent home). Если в первом случае речь идет об автоматизации и дистанционном доступе к домашним устройствам, то Intelligent home подразумевает возможность системы самостоятельно обучаться и предвидеть необходимые действия. Основными триггерами дальнейшего развития технологии станут голосовое управление, искусственный интеллект и совершенствование датчиков. По мнению Билла Аблонди, для популяризации умных технологий провайдеры должны стать более клиентоориентированными и сосредоточиться на создании новых бизнес-моделей и монетизации данных.

Вице-президент и генеральный директор подразделения Global Homes компании Honeywell Марио Моура (Mario Moura) представил текущее видение рынка глазами крупного производителя. Надо отметить, что американская промышленно-технологическая корпорация Honeywell, специализирующаяся в основном на промышленных технологиях, в последние годы активно интересуется рынком умных бытовых устройств и сейчас выводит на него свою продукцию. По словам Марио Моуры, в B2C-сегменте рынка умных домов наиболее показателен успех термостатов, продажи которых уже в течение шести лет измеряются в миллионах штук. В Honeywell считают, что рынок термостатов уже сложился и компаниям в сфере умного дома важно пристально за ним следить.

Недавно Honeywell провела исследование, опросив более 6 тыс. пользователей термостатов. Выяснилось, что в первой половине 2017 года 48% респондентов самостоятельно установили в домах термостаты. При этом 24% из них заинтересованы в профессиональном сервисе после их установки. По словам Марио Моуры, люди находят всю информацию об умных устройствах в Интернете и в первую очередь обращают внимание на их функциональные возможности.

«Покупатели относятся к системам умного дома точно так же, как и к смартфонам, им важны удобство использования и функциональность. В первую очередь это должны учитывать производители и разработчики смарт-устройств. Кроме того, для дальнейшего роста рынка важно наладить взаимодействие его ключевых игроков», — отметил вице-президент Honeywell. Он также добавил, что 53% продаж термостатов в Великобритании и Нидерландах осуществлялись через розничные сети (а не через интеграторов), в основном на онлайн-площадках.

Известный производитель домашней техники корпорация Bosch также совсем недавно, в 2016 году, открыла специальное подразделение под названием Robert Bosch Smart Home GmbH, для работы в странах Европы. Как отметил в своем выступлении глава отдела международных продаж Bosch Клаус Шуберт (Claus Schuberth), у рынка умных домов огромный потенциал, но на данный момент пока рано говорить о массовых продажах смарт-техники. Он сослался на классификацию автора книги «Преодоление пропасти» Джеффри Мура и сообщил, что технологии умного дома пока интересны так называемым «ранним последователям». Тем не менее, согласно приведенным им прогнозам, рынок быстро преодолеет этот этап: уже к 2020 году он вырастет на 40%, после чего его можно будет назвать массовым.

Пока достичь следующего этапа мешают несколько факторов: скептицизм потенциальных покупателей, несовместимость устройств разных производителей и недостаточная безопасность данных. Для преодоления этих проблем разработчикам придется объединить усилия, а также обратить особое внимание на актуальные потребности пользователя. «Для людей также имеют большое значение надежность бренда, наличие технической поддержки, привлекательный дизайн, простота настройки и отсутствие скрытых платежей», — подчеркнул Клаус Шуберт.

Со стороны ритейла в конференции приняла участие менеджер по закупкам аудиосистем и систем умного дома крупнейшей британской сети универмагов John Lewis Катрина Миллс (Katrina Mills). По ее словам, компания уже три года активно занимается продажами товаров категории «Умный дом» и собирается занять лидирующие позиции на этом рынке в Великобритании. «Мы очень довольны уровнем продаж смарт-техники, объемы продаж постоянно растут, и мы с оптимизмом смотрим на этот сегмент», — заверила Карина Миллс.

В течение 2017 года сеть John Lewis открыла несколько новых магазинов, в которых предусмотрены отдельные залы для желающих протестировать технологии умного дома — от термостатов до комплексных систем. «Онлайн-магазин — это очень важная составляющая для продвижения умной техники — люди имеют возможность посмотреть фотографии, прочитать описание и посмотреть отзывы покупателей. Но еще важнее иметь возможность прийти в магазин и все испытать на собственном опыте», — говорит Катрина Миллс.

По ее словам, наибольшей популярностью среди покупателей John Lewis пользуются умные лампы, что объясняется их невысокой стоимостью и простотой в использовании. В компании считают, что рост рынка будет связан с распространением девайсов, поддерживающих голосовое управление.

Фото: «Теле-Спутник»

Smart Summit London. Фото: «Теле-Спутник»

С этим прогнозом согласился глава компании LightwaveRF Эндрю Пирсон (Andrew Pearson). По его мнению, управление девайсами с помощью голоса — это будущее, которое невозможно игнорировать: «Люди не хотят разбираться в нюансах технологий: ZigBee или Z-Wave — им, по большому счету, все равно. Главное, чтобы все стабильно работало. А голосовое управление дает им возможность не тратить время на изучение интерфейса и ввод запросов с помощью клавиатуры».

…и проблемы внедрения 5G и LPWAN

В Англии, как и во всем мире, пристально следят за развитием технологии сотовых сетей пятого поколения. Местные чиновники осознают потенциал 5G и всячески приветствуют распространение нового стандарта, но для разворачивания реально работающих сетей им придется изменить существующий подход к развитию инфраструктуры. Об этом много говорилось на конференции в рамках отдельной дискуссионной панели.

Так, по словам главы городского совета Абердина Гордона Райта (Gordon Wright), появление 5G позволит властям на местах управлять единой, связанной городской средой с рядом новых сетевых возможностей, которые не предполагают ограничения емкости сети.

Глава британской ассоциации ИТ-индустрии techUK Джулиан Дэвид (Julian David), подчеркнул, что увеличение пропускной способности в 5G и сокращение задержек по сравнению с существующими сетями являются решающими факторами в использовании подключенных транспортных средств (connected car).

Не менее важна долгосрочная гибкость 5G-сети в одновременном создании различных типов связи с множеством пользователей. Это поможет преодолеть ограничения существующих сетей и позволит удовлетворить беспрецедентно возросшие потребности пользователей, добавил Джулиан Дэвид.

На 5G в мире сейчас возлагают большие надежды, но для развертывания сетей нового стандарта потребуются огромные инвестиции в инфраструктуру. С этим в Англии, по словам докладчиков, пока серьезные проблемы. Одна из них связана с технологией обеспечения 5G в городских условиях, когда в качестве основного оборудования используются миниатюрные базовые станции. Они могут работать на малой мощности, но их зона покрытия может уменьшаться при работе в отдельных диапазонах отведенной полосы частот. «Чтобы полностью охватить такой город, как Лондон, по оценкам местного муниципалитета, потребуется около 200 тыс. таких станций», — сообщил Джулиан Дэвид.

Уже сейчас эксперты констатируют, что властям придется приложить усилия для создания благоприятного инвестиционного климата для операторов, в том числе выстроить эффективную систему приема заявок на установку 5G-станций и обеспечить беспрепятственный доступ к уличной инфраструктуре, с чем в Великобритании могут возникнуть сложности.

Еще одна проблема связана с тем, что большой объем данных, передаваемых через 5G, увеличит нагрузку на широкополосные сети, к которым подключены сотовые операторы. Это потребует увеличения пропускной способности оптоволоконных линий, что негативно скажется на городской инфраструктуре, особенно в старых городах.

Спикеры также отметили, что разворачивание сетей 5G может усилить социальную изоляцию бедных слоев населения. Городским властям придется обеспечить связь во всех частях города, в том числе в бедных районах, которые часто непривлекательны для коммерческих инвестиций. Еще один очевидный вопрос, обсуждаемый в Великобритании в контексте развития 5G, — как обеспечить качественной связью нового поколения небольшие сельские районы, особенно в холмистой местности.

Ожидается, что 5G будет лидировать в сферах, где требуется высокая пропускная способность сети (виртуальная реальность и беспилотный транспорт). «Однако в ближайшие годы стоимость оборудования для 5G будет высокой, и первые образцы модулей пятого поколения будут иметь ограниченное время автономной работы. Поэтому там, где от сетей не потребуется высокая пропускная способность, будет активно использоваться технология LPWAN», — рассказал на одной из сессий Smart Summit главный аналитик исследовательской компании ITR Corporation Марк Эйнштейн (Marc Einstein).

Сценарий будущего развития LPWAN другим странам показывает Япония, где, по его словам, cотовые операторы уже используют протоколы LPWAN, работающие в нелицензируемом диапазоне, потому что они лучше всего подходят для приложений с низкой пропускной способностью. В Стране восходящего солнца также планируют запустить лицензионный LPWAN по технологии NB-IoT, которая будет доступна для использования уже в конце 2017 года.

Согласно данным за 2017 год, которые привел Марк Эйнштейн, основной костяк пользователей сервисов на базе сетей LPWAN в Японии составят финансовые (36%), телекоммуникационные (21%) и транспортные (19%) компании. При этом 24% опрошенных компаний будут использовать мобильную связь поколений 3G/4G и 5G. Среди представленных стандартов связи формата LPWAN, которые планируют использовать японские провайдеры — SigFox, LoRaWAN и NB-IoT.

Тема LPWAN также активно обсуждалась на площадке, посвященной умным городам. По словам старшего менеджера по стратегии компании Ublox Диего Грасси (Diego Grassi), технологии, объединенные под термином LPWAN, станут доминирующими для обеспечения работы интеллектуальных городских приложений. Беспроводная передача данных — это тот базис, на котором строится идея умного города, и сети LPWAN, такие как LoRa и NB-IoT, благодаря универсальности и энергоэффективности помогут расширить функционал сотовых сетей и наладить передачу огромного массива данных, касающихся всех сфер жизни больших городов.

____________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий