img11 апреля 2024 в 12:45

Дмитрий Звигин, «Комфортел»: «Склад — это негласная витрина оператора связи»

С началом геополитических событий транспортно-логистическая отрасль стала перестраиваться под новые условия работы. С руководителем отдела логистики компании «Комфортел» Дмитрием Звигиным «Телеспутник» обсудил трансформацию и цифровизацию отрасли, какие новые вызовы появились в связи с уходом иностранных вендоров телеком-оборудования из РФ и как выстраивается эффективная команда.

С началом геополитических событий транспортно-логистическая отрасль стала перестраиваться под новые условия работы. С руководителем отдела логистики компании «Комфортел» Дмитрием Звигиным «Телеспутник» обсудил трансформацию и цифровизацию отрасли, какие новые вызовы появились в связи с уходом иностранных вендоров телеком-оборудования из РФ и как выстраивается эффективная команда.
Что из себя представляет логистика? Как изменилась эта отрасль за последние годы?

Ранее логистику воспринимали как корпоративный амбар, но на самом деле это не так. Логистика — важная составляющая успеха компании, симбиоз профессионалов. Ключевые отделы, такие как менеджеры по закупкам, должны быть тесно интегрированы в общие процессы проектов.

За последние пять лет логистическая отрасль пережила значительные изменения, включая нашу компанию. Прежде считалось, что склад — это задворки компании, в которых работают низкоквалифицированные специалисты. Нам удалось изменить взгляды на нашу работу. Теперь склад — это негласная витрина «Комфортел». Функции склада расширились, он перестал быть просто местом для хранения товаров, став прозрачной структурой, выступая в роли эффективного инструмента в реализации проектов.

Как выглядит рабочий день директора отдела логистики?

Рабочий день логиста и директора по логистике не нормирован. Мы держим связь с партнерами от Владивостока до Калининграда. Кроме того, компания в 2023 году вышла в Казахстан. Иногда бывают рабочие звонки в 5 утра — это обычная ситуация.

Какие приоритеты и задачи стояли перед вами в начале работы в компании?

При реорганизации логистической деятельности мы выделили три ключевые задачи: оптимизация уровня запасов для более эффективного использования оборотных средств, внедрение автоматизации на складе для повышения производительности и сокращения ручных процессов, минимизация избыточных перемещений как внутри склада, так и при транспортировке.

Мы успешно интегрировали программные инструменты, включая систему управления складом (WMS) для согласованной работы отделов закупки и склада.

Есть такой термин «бережливая логистика». В определенной степени мы реализовали внедрение этого метода.

Расскажите подробнее об этой концепции.

Бережливая логистика предполагает закупку именно того количества материалов, которое необходимо в данный момент, чтобы не увеличивать затраты.

Однако для успешной реализации этой концепции необходимо учесть два важных условия. Во-первых, логистика должна быть тесно интегрирована в процессы компании. Во-вторых, сотрудники должны полностью осознавать, что происходит в этих процессах и быть способными самостоятельно оценивать, анализировать и регулировать их.

Каких результатов вы достигли?

Мы отделили складские запасы от проектов, благодаря чему избежали перегрузки на складе. В оптимизации управления запасами оправдала себя и система кросс-докинга. Теперь, получая товары от поставщиков, мы принимаем их в упаковке, идентифицированной для конкретного проекта, за счет чего не производим дополнительного перераспределения с нашей стороны.

За последние три года грузопотоки оборудования увеличились на 30–35 % в год, количество перемещений возросло на 40 %, запасы сократились на 45 %, а рост оборачиваемости привел к снижению загрузки компании и уменьшению издержек.

Нам не пришлось увеличивать штат и расширять аренду складских помещений — мы сохранили способность эффективно работать в режиме многозадачности.

Какой тренд вы бы назвали самым позитивным и какой — самым негативным?

Самый позитивный — многие компании поняли, что избыток на складе вреден. У руководства появился приоритет на развитие логистики, особенно в компаниях с внешнеэкономической деятельностью.

Самый негативный — усиление вторичных санкций разрушило привычные логистические цепочки для компаний, связанных с бывшими партнерами за рубежом. Это увеличило временные и финансовые затраты.

Тренды 2024 года неоднозначны. Сейчас идет переориентация логистических путей с Запада на Восток. Определенно усилится работа через Китай, а количество закупок через третьи страны, напротив, снизится.
Сегодня идет активная замена иностранных вендоров отечественными. Какие задачи это добавляет логистической компании?

Это добавляет необходимости согласования с техническими службами, так как не все готовы резко менять компоненты сети и переходить на другого вендора.

Говорят, что цифровизация — главный тренд логистики. Вы с этим согласны?

Цифровизация в отрасли началась с внедрения WMS-систем. Эти решения позволили перенести всю деятельность организацию из бумаги в цифру. А финал всего этого — внедрение искусственного интеллекта.

В будущем и другие процессы перейдут в цифру. Я уже сейчас понимаю, что можно автоматизировать.

Например, груз по кросс-докингу маркируется всеми необходимыми метками идентификации. Наши работники на складе только контролируют его перемещение. В перспективе этот процесс можно автоматизировать.

Какие инструменты позволяют сократить расходы на логистику?

Логистика сама по себе создана чтобы сокращать расходы. Мы не видим тех процессов, которые приведут к сокращению расходов, скорее наоборот — чтобы пройти процесс автоматизации и внедрить новые продукты, необходимы вложения.

Какие ежедневные вызовы приходится преодолевать логистическим компаниям?

В логистике каждый день — это определенный вызов. Мы решаем вопросы, которые никто не хочет решать. Наш отдел уже плотно интегрировался в процессы компании и близок к тому, чтобы увеличить степень участия в проектных решениях.

Как часто происходят внутренние изменения в работе?

Логистические процессы подстроены под нужды компании, мы их меняем только когда появляются новые направления. Мы немного опередили компанию в развитии. Какие-то предложения отклонялись, какие-то принимались, но я человек терпеливый и гну свою линию. Все видят, что логистика работает и к ней нет вопросов.

Что может стать драйвером развития отрасли в 2024 году?

Нужно продолжать работу с партнерами, чтобы они переносили свои производственные мощности к нам в страну.

В последний год многие компании столкнулись с проблемой нехватки персонала. Как у вас обстоят дела с кадрами?

В компании конкурентная заработная плата, а в системе мотивации предусмотрены бонусы. У нас в почете адекватное руководство и профессиональное мастерство. Благодаря этим мерам у нас один из самых стабильных отделов.

Человеку с определенной базой потребуется минимум год, чтобы показать себя как специалиста. Я вырастил не одно поколение и каждый раз отдаю частичку себя, поэтому, наверное, и старею раньше.

Какой главный принцип лежит в основе построения вашей команды?

Профессиональная структура — это люди и их знания, а структура процессов — это отображение того, что происходит на самом деле. Успех компании зависит от способности самого слабого звена. Во многих структурах кладовщик является сухой рабочей силой большого локомотива и буквально последним человеком, который может обнаружить ошибки, допущенные инженерным составом. Наш кладовщик может проанализировать ситуацию, выявить неточности и вступить в диалог с руководством.

Такой принцип следует развивать и дальше. Ведь если каждый сотрудник вовлечен в процесс и знает, что, как и зачем делается, то каждое его действие будет способствовать общей стратегической цели.
Опишите образ кандидата, которого вы хотите видеть в своем отделе. Какими качествами, навыками и умениями он должен обладать?

Любопытство, заинтересованность, внимательность, а также зрительная память — все эти качества важны для кандидата. Зрительная память, кстати, обычно приходит через руки. Недостаточно просто закупать — важно понимать, что ты приобретаешь, уделять внимание деталям. Купил что-то новое? Загляни на склад, изучи товар.

Мы особо ценим умение задавать вопросы. Я пришел в телеком-логистику, работая до этого в компании по производству косметики. Логистические процессы, по сути, везде схожи, и знание продукта не всегда обязательно. Но интересно же… В «Комфортел» пришел уже в зрелом возрасте, и все равно бегал за своим руководителем как школьник — задавал вопросы.

В чем заключается нестандартность отдела логистики в «Комфортел»?

Нам предоставляют полный карт-бланш и возможность использовать все доступные инструменты. У нас все нестандартно, начиная с подхода к сотрудникам и заканчивая процессом реализации проектных решений.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий