Среди основных направлений цифровизации туризма в Санкт-Петербурге можно выделить такие как использование мобильных и интернет-технологий, анализ больших данных (big data), применение виртуальной и дополненной реальности (AR/VR) и искусственного интеллекта (ИИ).
Исследования показывают, что 86,5 % туристов организуют свою поездку самостоятельно. В среднем в путешествии отдыхающие используют 17 различных мобильных приложений. Среди них картографические сервисы, путеводители и аудиогиды, геолокационные и геоинформационные системы, бронирование авиа- и железнодорожных билетов, отелей, различные виды справочной информации, программы переводчики и др. Разработка удобных и функциональных мобильных приложений для туристов, предоставляющих информацию о отелях, транспорте, достопримечательностях, ресторанах и других имеет очень важное значение, так как повышает степень комфорта гостей города, обеспечивая их потребности, предвосхищая возникающие вопросы и предлагая конкретные рекомендации.
Комитетом по информатизации и связи Петербурга совместно с крупнейшими ИТ-компаниями страны создан и активно развивается каталог информационных сервисов «Цифровой Петербург» — это полезный ресурс для жителей Санкт-Петербурга, содержащий 253 сервиса для различных сфер жизни. В своем телеграм-канале вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин отметил, что аудитория проекта составляет более 2 млн пользователей в неделю. Сервисы охватывают учёбу, работу, отдых, семью и здоровье. При выборе интересующей роли в каталоге отображаются те городские сервисы, которые соответствуют данной тематике, так для социальной роли «Я-турист» в каталоге 40 сервисов, связанных с туризмом. Проект активно развивается, добавляя регулярно новые полезные ресурсы. Для партнеров и разработчиков это возможность экспертного участвовать в развитии экосистемы городских сервисов, разместить в публичном каталоге собственные сервисы и API, а также иметь доступ к открытым данным города.
Анализ больших данных помогает узнать больше о предпочтениях и поведении туристов, чтобы предлагать им индивидуальные и актуальные предложения. По словам представителя федерального сотового оператора, на основе больших данных, возможно составить целевой портрет туриста и постоянно его актуализировать. Современные технологии обработки больших данных позволяют, анализировать транспортные и миграционные потоки, оценивать эффективность существующей и перспективной туристической инфраструктуры и в итоге принимать верные управленческие решения. Это позволяет специалистам развивать сферу гостеприимства, привлекая новых туристов, совершенствовать транспортную и социальную инфраструктуру, добавили в компании.
Использование технологий AR и VR позволяет создавать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями, заранее знакомиться с местом, в которое турист планирует отправиться, а также продвигать туристические маршруты и вдохновлять людей путешествовать. В Петербурге существуют примеры применения этих технологий: проект «Музей приходит к нам в VR», мобильное приложение «Музей улиц AR», VR-фильм «Эрмитаж VR. Погружение в Историю», виртуальный тур по музею РЖД, виртуальная автобусная VR-экскурсия по Петербургу «Я вижу град Петров» и многое другое. Особенностью этих технологических инноваций, является то, что в виртуальной реальности можно воссоздать памятники и целые исторические локации, которые уже давно утеряны.
Искусственный интеллект в туризме используется для персонализации, автоматизации работы, формирования цен и подбора услуг. Так рекомендательные алгоритмы изучают действия и предпочтения пользователей, чтобы предоставлять индивидуальные рекомендации. Кроме этого, ИИ помогает упростить общение с клиентами и повысить скорость ответов виртуальных помощников и чат-ботов на сайтах. Еще он анализирует изменения цен на авиабилеты, наличие свободных номеров в отелях и местные события, чтобы составить полный пакет для отдыха.
Одним из примеров успешного внедрения цифровых технологий в сфере гостеприимства Санкт-Петербурга является официальный городской туристский портал «Визит Петербург», на котором можно узнать обо всех достопримечательностях Северной столицы, туристских маршрутах, предстоящих событиях. Портал также предлагает мобильное приложение, позволяющее туристам планировать своё путешествие и получать актуальную информацию о городе. На туристском портале можно забронировать поездку, выбрать экскурсию, найти знаковое место или интересный ресторан. В 2023 году по данным комитета по развитию туризма Петербурга, ко всем интернет-ресурсам «Визит Петербург» обратилось 1 154 114 человек. Охваты в социальной сети «ВКонтакте» и Телеграме составили по 3 млн пользователей.
Цифровые технологии расширили возможности музеев и выставок. Мультимедийный контент обогатил их экспозиции, сделал их более зрелищными, открыв новый формат мероприятий, который сочетает в себе традиционные выставки и использование современных технологий. Для мультимедийных выставок сегодня используются светодиодные экраны, бесшовные видеостены, LED-панели, инсталляционные проекторы, сенсорные мониторы и другое цифровое оборудование. Так, например, на выставке «Шедевры древнерусского искусства» представлены мультимедийные инсталляции, созданные на основе произведений древнерусского и декоративно-прикладного искусства Русского музея. А цифровая выставка «Возвращая авторский замысел» средствами мультимедиа рассказывает о методах, приемах и технологиях реставрации музейных предметов. Экспозиция Центра мультимедиа позволяет совершить виртуальное путешествие в реставрационные мастерские Русского музея и понаблюдать за работой реставраторов.
С августа 2023 года граждане 55 государств могут посетить Санкт-Петербург и Ленинградскую область по электронной визе, оформить и получить которую можно через интернет. Поток иностранных туристов в Петербург за 2023 год вырос на 70 % в сравнении с 2022 годом, чему во многом способствовали запуск электронных виз в России и открытие безвизового туробмена с Китаем и Ираном, отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Цифровизация туризма в Санкт-Петербурге направлена на создание комфортной и удобной среды для туристов, повышение уровня сервиса и привлечение новых посетителей. Это способствует развитию города и укреплению его позиций как одного из ведущих туристических направлений России и мира.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.