С уходом аналогового телевидения осталась в прошлом телепрограмма, напечатанная в газете или журнале, но желание абонентов быстро найти нужный фильм или передачу сохранилось. С развитием спутниковых и кабельных систем телевещания эту задачу решил телегид. Этот сервис стал эффективным способом взаимодействия телеканала и оператора с целевой аудиторией. Опросы показывают, что телегид — вторая по востребованности услуга после непосредственно просмотра телевизионного контента. Более 90 % абонентов используют ее ежедневно. С позиции зрителя, телегид помогает понять, что можно посмотреть в телеэфире, сэкономить время при выборе контента. Тогда как для операторов телегид перестал быть только сервисом и превратился в серьезный маркетинговый инструмент, стал частью рекомендательных алгоритмов и еще одним способом удержать аудиторию.
По этим причинам сервисы EPG востребованы каждым оператором. Включение их в видеопоток является неотъемлемой частью процесса телевещания. Они эволюционировали от примитивной таблицы, где указаны названия передач и время их начала, к платформе со множеством возможностей, позволяющей эффективно управлять цифровым контентом.
«Сегодня перед сервисом EPG стоят бизнес-задачи: улучшение пользовательского опыта, оптимизация контентного наполнения эфира, развитие позитивных отношений с клиентами, увеличение среднего чека, а также увлечение зрителей просмотром других каналов и контента, а в конечном счете — уменьшение оттока абонентов», — говорит начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов. По статистике, которую ранее публиковал «Телеспутник», после внедрения сервиса EPG оператором лояльность абонентов вырастает на 30–40 %, отток снижается на 15–20 %, а показатель ARPU увеличивается на 5–15 %.
Компания GS Labs представила сервис телегида DREGUIDE в 2016 году, с тех пор регулярно совершенствовала его. Так, за 2023 год было выпущено четыре обновления с добавлением функциональности. За восемь лет существования продукта его внедрило более сорока операторов цифрового ТВ в Европе и Азии, аудитория превысила 15 млн пользователей.
К преимуществам платформы разработчики относят то, что доставка телегида соответствует международным стандартам вещания ETS 300 707, ISO/IEC 13816/6 и ETSI ITS 102 006. Это гарантирует прием сигнала на всех ТВ-приставках и телевизорах, а также в любой среде вещания: спутник, эфир, кабель.
По словам Романа Хлопова, DREGUIDE работает с любыми головными станциями и мультиплексорами, имеет интуитивно понятный веб-интерфейс. Настройка генерации EIT (Event Information Table — список событий, относящихся к каждому потоку, — прим. ред.) происходит как индивидуально, так и независимо для каждого потока. Помимо того, можно управлять периодом генерации EIT-таблиц и скоростью их вещания. Сервис поддерживает автоматический импорт данных EPG из внешних источников, ввод и редактирование информации о событиях и резервирование базы данных. Пользователям доступен мультиязычный интерфейс, так как DREGUIDE работает практически с любыми языками.
Разработчики GS Labs первыми на рынке реализовали идею с монетизацией телегида. Оператор может размещать в DREGUIDE баннерную рекламу в двух вариантах, причем непосредственно в потоке вещания конкретного телеканала, тем самым адресуя ее целевой аудитории. Важно и то, что эта рекламная модель не нарушает нормы контрактов между оператором и правообладателем. Эта опция доступна для устройств, которые функционируют на основе операционной системы StingrayTV.
С помощью сервиса «Кинозалы» оператор может организовать домашний кинотеатр у абонента без использования интернета и необходимости подключения внешних накопителей к приемнику. Сервис позволяет за 5 минут настраивать расписание вещания кинопоказов на десяток каналов.
Еще одна дополнительная возможность DREGUIDE — управление функцией видеозаписи. Механизм управления правами реализован как для любой выбранной программы, так и для целого канала.
Особенностью решения является то, что сервер DREGUIDE может быть установлен как непосредственно в инфраструктуре оператора, так и развернут в облаке, на что требуется один день. От оператора не требуется какого-либо специфического оборудования, кроме интернет-соединения минимум 10 Мбит/с.
DREGUIDE также предоставляет возможность обновления прошивок приемников через спутник. Обновление производится согласно стандартам вещания ISO/IEC 13818–6, ETSI TS 102 006. Это дает возможность хранить файлы обновлений на сервере, управлять ими, настраивать параметры вещания в реальном режиме времени и отслеживать историю обновлений.
С одного сервера DREGUIDE можно организовать индивидуальное вещание расписания для разных сетей в разных часовых поясах. Таким образом нет необходимости разворачивать несколько копий EPG для каждой сети — управление происходит централизованно с одного сервера. Помимо экономии средств на покупку одной лицензии на софт вместо нескольких, такое решение удобнее в эксплуатации.
Программное обеспечение DREGUIDE может быть установлено на серверное оборудование поставщика контента, с удаленным заполнением таблиц XMLTV (формат файлов для описания телепередач, — прим. ред.). Поставщик, в свою очередь, заключает договор с местным оператором на предоставление услуги EPG. Либо поставщик контента предоставляет точку доступа для организации сервиса и заключает договор напрямую с оператором. Размер платы зависит от количества подключенных к сервису операторов.
DREGUIDE включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных под названием «Электронный телегид версия 1.0». В каталоге совместимости российского программного обеспечения, который ведет АРПП «Отечественный софт», говорится, что DREGUIDE заменяет такие иностранные продукты как CHERRY EPG, Comteza EPG server, Nextview EPG и Teleste Luminato EPG.
Компания GS Labs предлагает операторам попробовать оценить возможности DREGUIDE с помощью демонстрационного доступа. Для этого необходимо зайти на официальный сайт и заполнить форму обратной связи. На указанный адрес электронной почты будет направлена инструкция по скачиванию демоверсии и настройке телегида