img28 ноября 2022 в 16:00

ТВ-приставки в центре нового тренда

Пандемия и режим самоизоляции запустили новые тренды: многие россияне перебрались за город, но при этом не отказались от привычки использовать современные телеком-услуги. Это привело к росту интернет-подключений, в том числе через спутник, а также установок оборудования для приема платного телевидения. В свою очередь, это повлияло и на рынок операторских ТВ-приставок, для которых стала обязательной возможность трансляции каналов по интернету (в режиме ОТТ) и доступ к библиотеке видео по запросу.

Пандемия и режим самоизоляции запустили новые тренды: многие россияне перебрались за город, но при этом не отказались от привычки использовать современные телеком-услуги. Это привело к росту интернет-подключений, в том числе через спутник, а также установок оборудования для приема платного телевидения. В свою очередь, это повлияло и на рынок операторских ТВ-приставок, для которых стала обязательной возможность трансляции каналов по интернету (в режиме ОТТ) и доступ к библиотеке видео по запросу.

Видеосервисы выиграли от пандемии

В 2020-21 годах одной из отраслей, которая выиграла от введения режима самоизоляции и удаленного формата работы, стали легальные видеосервисы, действующие по модели ОТТ (см. врезку) и предлагающие для просмотра профессиональный видеоконтент. Пандемия повлияла на посещаемость традиционных кинотеатров и на рост интереса к домашнему видеопросмотру. Согласно подсчетам «ТМТ Консалтинг», по итогам 2020-го данный рынок вырос на 66 % и составил 27,8 млрд рублей. В 2021 году он увеличился еще на 65 % и достиг объема 45,9 млрд рублей. Количество домохозяйств, в которых имеется хотя бы одна подписка на онлайн-кинотеатр, выросло на 33 % — до 11,3 млн.

Технология OTT (англ. Over the Top) — это способ трансляции видеоконтента через интернет. Он означает доставку видеосигнала от оператора связи на устройство пользователя без прямого контакта с первым. В этом состоит отличие от технологии IPTV, в рамках которой видеоконтент транслируется через собственную сеть оператора с гарантированным качеством обслуживания.

Аналитики отмечают, что все более заметную конкуренцию неоператорским видеосервисам (Amediateka, more tv, Okko, Premier, Start, «Иви», «Кинопоиск») начинают составлять операторские сервисы видео по запросу (Kion, Wink, «Билайн ТВ», «МегаФон ТВ», «НТВ‑Плюс ТВ», «Телекарта», «Триколор Кино и ТВ»). По оценкам той же «ТМТ Консалтинг», объем доходов, полученных операторами от предоставления услуги видео по запросу, в 2021 году зафиксирован на уровне 11,9 млрд рублей.

 

Домоцентричность

Во время пандемии россияне больше времени проводили в квартире или загородном доме и на этом фоне активно инвестировали в домашний комфорт. Именно на этот период пришелся пик спроса на целый ряд категорий товаров, что было обусловлено переходом людей на удаленную работу и дистанционное обучение в период действия карантинных мер.

«Во время самоизоляции компьютерная техника и аксессуары стали как никогда актуальны. Рабочее место переместилось в дома пользователей, а все привычные процессы ушли в онлайн», — комментировал руководитель департамента «домашний офис» в группе «М.Видео-Эльдорадо» Алексей Помозов.

Ретейлер проанализировал спрос на различные группы товаров и выяснил, что потребители потратили на оборудование для организации домашнего офиса, дистанционного обучения и гейминга рекордные 8,5 млрд рублей (с января по апрель 2020 года). Категория сетевого оборудования для стабильного и быстрого выхода в интернет выросла на 20 % в штуках и 28 % в деньгах (за тот же период). В сегменте телевизоров продолжили проникать модели смарт-ТВ (занимают более 70 % в штучных продажах) и разрешением от 4К (доля более 40 %) для качественного потребления контента. Спрос на товары для умного дома также увеличился: в количественном выражении в 7 раз, на умные колонки с голосовым помощником — в 4 раза.

 

Роль приставок в медиапотреблении

Еще одной категорией устройств, ставшей актуальной в последние два года, оказались ТВ-приставки с возможностью просмотра контента через интернет. Они востребованы как пользователями, проживающими в мегаполисах, так и теми, кто предпочел перебраться для удаленной работы и учебы за город.

К примеру, в течение января–июня 2020 года продажи ТВ-приставок в России увеличились на 64 %, а за тот же период 2021-го взлетели более чем в два раза. Спрос в штуках поднялся на 126 %, превысив 260 тыс. устройств, следовало из отчета «М.Видео-Эльдорадо».

В течение января–июня 2020 года продажи ТВ-приставок в России увеличились на 64 %, а за тот же период 2021-го взлетели более чем в два раза.

Рынок получил новый толчок для развития, на нем появились новые игроки, в частности, свою приставку выпустил «Сбер». Ведущие игроки сегмента операторских ТВ-приемников тоже активно развивали свои продуктовые линейки. Так, в течение 2020–2022 годов под брендом General Satellite (приставки предназначены для клиентов Триколора) было выпущено в общей сложности пять моделей с разным позиционированием и функционалом, но общим для них стала возможность трансляции контента через интернет, а также по спутнику (см. таблицу).

В июне 2020 года увидела свет модель GS B621L, которая объединила в себе ряд востребованных функций. В частности, с ее помощью можно смотреть платные телеканалы, в том числе в формате сверхвысокой четкости, потреблять контент с внешнего накопителя. Два тюнера с особой конфигурацией позволяют подключить приставку единственным кабелем к конвертеру с одним выходом и получить все преимущества двухтюнерного приемника (независимый стриминг контента на второй экран, фоновое обеспечение системных процессов). Также доступна функция, позволяющая просматривать и записывать контент одновременно, подключив приставку одним кабелем к конвертеру.

В марте 2021-го вышла модель GS B626L, которая заметно отличалась от своей предшественницы: более компактная, в корпусе из пластика с матовым покрытием. Важным внутренним дополнением стала поддержка Wi-Fi. Это значит, что подключиться к интернету можно не только с использованием провода локальной сети (так называемая витая пара), но и за счет беспроводного модуля, причем задействуя любой из поддерживаемых диапазонов: 2,4 и 5 ГГц. Помимо того, в устройстве есть встроенный адаптер Bluetooth — он служит для связи с пультом (эта возможность появится после обновления прошивки).

В июне 2021-го линейку пополнила GS B623L — более доступная версия приставки-сервера (способна принимать и транслировать контент одновременно на телевизор и на приставку-клиент) без многофункционального чипа для подключения к беспроводным сетям и имеющая более низкую стоимость.

Одним из главных отличий GS B523L от предыдущих устройств стал обновленный эргономичный корпус с выделенной кнопкой, активирующей функцию поиска пульта дистанционного управления, а также набором индикаторов. Поддержка стандарта телевидения сверхвысокой четкости и возможность просмотра контента по интернету и через спутник в ней также имеются.

Наконец, в августе 2022 года вышла модель GS B529L в обновленном матовом корпусе и с максимально широким функционалом. В ней тоже применяется тюнер с особой конфигурацией, есть встроенный порт локальной сети и беспроводные модули Wi-Fi и Bluetooth, а также интегрированы сервисы «Видеонаблюдение» и «Умный дом» Триколора, что является дополнительным фактором для привлечения пользователей, заинтересованных в организации системы безопасности в домохозяйстве и управлении смарт-датчиками.

Во все современные приставки под брендом General Satellite встроен онлайн-кинотеатр «Триколор Кино и ТВ». В нем содержится более 30 000 единиц контента, а также интегрированы каталоги видеосервисов Amediateka, Premier и Start. Для удобства выбора весь контент разделен на несколько тематических категорий, по нему доступен сквозной поиск. Помимо того, онлайн-сервис позволяет управлять эфиром телеканалов (ставить воспроизведение на паузу, делать перемотку назад) и дает доступ к семидневному архиву. А в плеере несложно выбрать вариант озвучки (русская или английская).

Еще одна причина, по которой современные приставки под брендом General Satellite являются актуальными именно в условиях России — возможность трансляции спутникового ТВ. Спутник помогает накрыть телевизионным сигналом обширную территорию нашей страны, включая территории, куда не проведен проводной интернет, отсутствует мобильная связь (а значит, недоступны и видеосервисы). Именно спутник является той технологией, которая позволяет практически в любом месте потреблять качественное телевидение, смотреть каналы в формате 4K. В этом смысле он играет еще и социальную роль — помогает семьям с детьми организовать досуг, быть в курсе событий в стране и мире.

Спутник помогает накрыть телевизионным сигналом обширную территорию нашей страны, включая территории, куда не проведен проводной интернет, отсутствует мобильная связь (а значит, недоступны и видеосервисы)

Чего ждать в дальнейшем?

События последних двух лет существенно повлияли на привычки людей и одновременно послужили толчком для роста продаж телевизоров с функцией смарт-ТВ, приставок, умных датчиков. Где бы ни оказались в результате меняющихся обстоятельств люди, они стремятся обустроить свой быт, подключаются к современным услугам связи. В этих условиях операторские ТВ-приставки — доступное и простое в управлении устройство — продолжают оставаться востребованными. Следующим шагом в их развитии станет возможность голосового управления, которая уже встроена в ретейловые модели под управлением операционной системы Google TV и адаптированной версии iOS, а вскоре станет стандартом для всех устройств в этом классе.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий