По словам одного из учредителей ассоциации производителей компьютерного и периферийного оборудования Максима Горшенина, в России нет законодательной базы, которая бы обязывала применять в вычислительной технике российские печатные платы. Помимо этого, отсутствуют требования к несмонтированным печатным платам. Не редко баллы для признания того или иного оборудования «отечественным» набираются за счёт небольших комплектующих. При этом российские производители тех же печатных плат остаются без заказов, что является барьером для развития производства печатных плат в стране.
«Мы выступаем за то, чтобы на территории РФ было как можно больше российского, а значит, и печатные платы должны быть из отечественных материалов, желательно сделаны на отечественном оборудовании и произведены в отечественных компаниях», – поясняет позицию руководитель ассоциации.
Помимо этого, сегодня на рынке отечественной вычислительной техники не редко можно встретить контрафакт, когда за российскую продукцию пытаются выдать «что-то прибывшее из других стран».
«Многие производители сталкивались с контрафактом, который поставлялся под видом их продукции. Это огромная проблема. Один из методов её решения – это маркировка. Однако к ней тоже есть некоторые вопросы. Не все отечественные производители уверены, что маркировка поможет. Банально кто-то может заказывать изготовление детали с маркировкой сразу в Китае», – объясняет Максим Горшенин.
По словам генерального директора консорциума «Вычислительная техника» Светланы Легостаевой, поддержку рынку может оказать и маркировка отечественных печатных плат. Эксперимент по маркировке ноутбуков, смартфонов и печатных плат стартовал в России в начале 2024 года. Предполагается, что данная мера не позволит выдавать зарубежную технику за отечественную.
«На данный момент мы составляем письмо в Минпромторг о том, что этот эксперимент нужно поддерживать и развивать, потому что в министерство уже поступало несколько писем о том, что всё это нецелесообразно. Кроме того, у нас начинаются манипуляции с ценой для потребителя. Это больное место. Когда нет аргумента, то всегда можно сказать, что продукция якобы станет дороже для граждан и накал инициативы немного снижается. Однако стоимостной чувствительности нет», – уверяет Легостаева.
При этом вводить маркировку только ради маркировки не имеет никакого смысла, обращает внимание она. Подобная мера должна преследовать сразу несколько целей. Первая – это вопрос контрафакции, вторая – маркировка может стать инструментом, который бы позволил аккумулировать средства на поддержку отрасли и был бы некой заградительной мерой относительно иностранных вендоров. Третий – контроль. Маркировка позволит более трезво оценивать, в каком объеме и какая отечественная продукция поставляется на отечественный рынок.
«Поэтому мы маркировку поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать», – заключила Светлана Легостаева.