img01 ноября 2014 в 18:42

Хит сезона – «медленное телевидение»

Телевизионный контент, который еще совсем недавно воспринимался как очень смелый эксперимент норвежского канала NRK, похоже, становится хитом сезона в России. Вначале питерский городской телеканал «100 ТВ» с октября этого года один из выходных дней каждого месяца посвящает показу «медленных» скандинавских программ. А затем продюсер и режиссер Юрий Грымов при поддержке ООО «Нью-Медиа» в ноябре запустит три телеканала для любителей неторопливой релаксации.

Телевизионный контент, который еще совсем недавно воспринимался как очень смелый эксперимент норвежского канала NRK, похоже, становится хитом сезона в России. Вначале питерский городской телеканал «100 ТВ» с октября этого года один из выходных дней каждого месяца посвящает показу «медленных» скандинавских программ. А затем продюсер и режиссер Юрий Грымов при поддержке ООО «Нью-Медиа» в ноябре запустит три телеканала для любителей неторопливой релаксации.

Новое — это забытое старое

Для необычного формата «медленного телевидения» (Slow TV) характерны многочасовые трансляции однообразных событий. Например, смена пейзажей во время путешествия или вязание. В России это стало безусловной премьерой. Подобные многочасовые программы не показывали не только эфирные, но и тематические каналы. А теперь неспешные сюжеты включил в свою сетку вещания городской канал в Санкт-Петербурге, а новая телекомпания «Слоу ТВ» запустит в ноябре три телеканала с релаксационной концепцией.
Впрочем, все новое — хорошо забытое старое. Эксперименты с медленными фильмами уже ставились в 60-е годы минувшего века режиссером Энди Уорхолом. Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, он снял «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964). Первый представлял собой черно-белый пятичасовой показ спящего американского поэта Джона Джиорно, не сопровождавшийся никакими звуками. На премьере присутствовало девять зрителей, двое из которых ушли с просмотра в течение первого часа. Изначально Уорхол вместо Джиорно хотел снять сон Брижит Бардо. Сюжет второй ленты заключался в 8-часовом показе снятого в режиме замедленной съемки нью-йоркского небоскреба «Эмпайр Стейт Билдинг» в период с вечера до утра.

 Возрождение идеи пятидесятилетней давности произошло в формате «медленного телевидения» в Норвегии. Оно стало популярным после трансляции телеканалом NRK семичасового движения поезда из Бергена в Осло в 2009 году. Успех неожиданно оказался феноменальным. В тот или иной момент трансляцию посмотрели более миллиона зрителей при общей численности всего населения скандинавской страны примерно 5 миллионов.
За этим последовали другие передачи телекомпании. И все они вышли на рекордные рейтинги. Цикл создания вязаных изделий с перерывами на соревнования рукодельниц или восемнадцатичасовая передача о нересте лосося. В феврале 2013 года Норвежская национальная телекомпания NRK показала горящие бревна в прайм-тайм в пятницу вечером. На фоне горящего камина эксперты обсуждали, как лучше зажигать настоящий костер. Оказалось, что сегодня норвежцу это ближе, чем привычная суматоха на телеэкране. 134-часовой круиз на острова у арктического побережья Норвегии собрал у телеэкранов более 3 млн зрителей.
Любопытно, что в других скандинавских странах этот жанр не прижился. Считается, что «медленное телевидение» подкрепляет веру норвежцев в уникальность их культуры. В Европе жанр тоже не получил пока широкого распространения, хотя определенные попытки делаются. Так, во Франции недавно сняли девятичасовую передачу Tokio Reverse о человеке, который просто идет по Токио спиной вперед. Еще в начале 90-х подобные эксперименты проводила Германия, но тогда неспешные съемки пейзажей с капотов машин популярности не нашли и были сняты с эфира. 

Оригинальный, но рискованный эксперимент

Запуск в России «медленного телевидения» обещает стать оригинальным, но рискованным экспериментом. Впрочем, наши отечественные вещатели подошли к его началу довольно осторожно. На канале «100 ТВ» трансляции в «норвежском» формате проходят один раз в месяц в ночное время выходного дня. А что касается запуска трех новых каналов телекомпанией «Слоу ТВ» на платформе спутникового оператора «Орион Экспресс», то здесь «пошли своим путем». Общее со скандинавским «медленным телевидением» у российского тематического проекта только название формата и релаксационная суть. 

 В анонсах запуска трех телеканалов повторяется словосочетание «Slow TV». Однако в том понимании, в каком оно сегодня известно, увидеть его смогут только зрители телеканала «100 ТВ» в Санкт-Петербурге. Продюсер и режиссер Юрий Грымов представит в ноябре совершенно другое «медленное телевидение» — релаксационное и медитативное. Предполагается, что оно должно помочь зрителям расслабиться. Но это произойдет не в формате «норвежских» трансляций многочасовых видеороликов, демонстрирующих некий процесс в его естественном темпе (например, перемещение из пункта А в пункт Б). 
Телекомпания производит телеканалы под названиями Noise, Relax и Slow. В анонсах сообщалось, что Noise — это 3D-графика и дизайнерский видеоарт, Relax — сюжетное видео под аудиосопровождение в стиле релакс, а Slow —длинные видеоролики с мировыми красотами. В целом оно, конечно, так. Но в содержательной части, как выяснилось, не будет ничего общего с практикой NRK. 

 Контент телеканала Noise представляет собой двумерную и трехмерную графику и анимацию. Но не в смысле аниме и «мультяшек». Это будут дизайнерские анимационные композиции и художественные перфомансы. На канале можно будет увидеть раритетные работы в области видеоарта начала 20-х годов прошлого века. С весны следующего года планируются показы фильмов раз в неделю. Если говорить о художественных фильмах, то это, возможно, будут мировоззренческие «Наука сна» и «Бразилия». Также в планах возродить программу «Большая рыба», которую Юрий Грымов вел на канале A-One. 
Все это относит Noise к группе каналов, посвященных культуре и искусству. Планируется, что средний хронометраж сюжетов не будет превышать трех минут. При таком стремительном калейдоскопе видеоряда причислять его к категории Slow TV довольно затруднительно.
Ненамного медленнее и телеканал Relax. Хронометраж его сюжетов предполагается продолжительностью от пяти до семи минут. Его содержание составляют сюжетные видео под аудиосопровождение в стиле релакс. Музыка в стиле Buddah Bar. Чем же этот канал отличается от уже давно распространяющегося в России известного канала релаксации и медитации Myzen? Существенной разницы, увы, не обнаружилось. Как и сходства с «медленным телевидением» норвежского образца. 

 Последняя надежда на заявленное «медленное телевидение» оставалась на канал Slow. Рождались вопросы: а как, например, будет формироваться сетка вещания, будут ли транслироваться многочасовые сюжеты одним потоком или частями, как сериалы? Ну и много других вопросов подобного рода. Надо сразу поставить все точки на «i» — хронометраж сюжета на этом самом «медленном» канале составит не более 40… минут.
В будущем, конечно, планируется экспериментировать с показами сюжетов длительностью несколько часов. Но не сейчас. Просто потому, что Юрий Грымов пока не знает, как примет зритель новый для российского рынка формат каналов. Сегодня канал Slow позиционируется в качестве медитативного телевидения. 

Телевидение «для души» 

Так почему же проект называют «медленным телевидением»? «Слоу ТВ» продвигает идею Slow Life, медленной и качественной жизни, как ее понимает Юрий Грымов. Все три новых канала объединяет их предназначение для психологической разгрузки, с помощью них зрители могут снять стресс. Многие ролики, включенные в сетки вещания, используются психологами при работе со своими пациентами. Концепция этой группы каналов интересна и вполне заслуживает права на реализацию. Она значительно отличается от сюжетов NRK с просто включенными камерами на поезде, пароме или у камина. Это дает возможность получить дешевый контент для заполнения эфира. В случае же с контентом «Слоу ТВ» это режиссерское осмысление, художественный подход, качественные видеоработы и формат подачи.

 Но эта концепция не соотносится со сложившимися в профессиональной среде представлениями о «медленном телевидении». Зато отлично ассоциируется с телеканалами Myzen, «Психология 21», «Живи!», «Тонус ТВ» и даже с прекратившим вещание «Астро ТВ», то есть с нишей психологического, релаксационного, медитативного телевидения «для душевного здоровья». Но в этом случае невозможно говорить о том, что такое телевидение «не имеет аналогов в России», как это было сделано в одном из релизов пресс-службы телекомпании. А вот для того, чтобы отличиться, показаться не таким, как все, можно заявить и об «особом взгляде» на концепцию Slow TV, и о том, что хронометраж 3 минуты может быть «медленным внутри» и важно «то, что транслируют, а не какой оно продолжительности». 

 С другой стороны, почему бы релаксационные телеканалы не считать «медленными»? Да по той же причине, по какой, несмотря на наличие информационной и познавательной составляющей в программах всех телеканалов, никому не приходит в голову считать, например, Discovery Channel информационным. «Медленное телевидение» отличается не столько созерцательностью своих долгих сюжетов, сколько просто никуда «не торопится». Оно открывает полузабытые радости подробного рассказа, ветвистого сюжета, детального интерьера, бесценного костюма, запутанной интриги, сложных внебрачных связей и затейливо противоречивых характеров. Оно тормозит реальность, предлагая зрителям бесконечные, как сказки Шахерезады, истории. Кроме того, поклонники «долгоиграющих» реалити-шоу утверждают, что неторопливый жанр позволяет им углубиться в детали и рассмотреть то, что нельзя увидеть при краткосрочном наблюдении за событиями.
 

Немного об участниках

Оставив в покое «медленное телевидение», можно поприветствовать на российском рынке сразу три новых телеканала. Их содержание адресовано всем группам телезрителей старше 6 лет. Каким будет прайм-тайм этих каналов, кроме того, что «стопроцентно нетрадиционным», узнать не удалось. Но точно известно, что сетка вещания будет блочной с повторами. 

 Контент в телекомпании собирали в течение двух с половиной лет по всему миру. Это работы художников из Японии, Канады, Индии, США, Франции и других стран. Ключевых поставщиков, как выяснилось, не существует. Можно отметить, что у Slow 20% американских производителей, у Noise — примерно 15% французских. В целом же это случайные находки на арт-фестивалях, прямые контакты с художниками, работы из частных коллекций. 
«Слоу ТВ» производит каналы в SD- и HD-форматах. По данным «Коммерсантъ-Картотека», 40% этой компании контролирует Юрий Грымов, 60% принадлежит ООО «Нью-Медиа». 85% последней владеет «Столичная трастовая компания «Союз» Александра Воловника, 15% — бывшая гендиректор спутникового оператора «Орион Экспресс» Алина Куракина. С начала 2014 года она находится в декретном отпуске, и в компании не обладают информацией о ее планах возвращения на работу. 

 Телеканалы будут включены в базовые пакеты для абонентов проекта «Телекарта» оператора «Орион Экспресс». Другим операторам платного телевидения предоставляется полная свобода выбора — делать их доступным всей базе или предлагать своим абонентам за отдельную плату. По словам Юрия Грымова, размер абонентской платы за все три канала может составлять $1 в месяц. Размер инвестиций в проект он не раскрыл. Согласно бизнес-плану, на второй год после запуска «Слоу ТВ» должна вернуть вложения, а на третий — выйти на прибыль.
Трастовая компания «Союз» является учредителем еще одной телекомпании — «Макс Медиа». Она также производит телеканалы для платформы оператора «Орион Экспресс» — «Мужской», «Успех» и «Загородная жизнь». Кроме того, СТК «Союз», полностью принадлежащий Александру Воловнику, является основным акционером «Фондсервисбанка». Акционерами банка являются также ОАО «НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко», ОАО «Протон — Пермские моторы», ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», ОАО «Национальный институт авиационных технологий».

 Первым проектом Юрия Грымова был культурологический интерактивный телеканал под названием «Арена24», который планировался к запуску еще в 2011 году. Однако он так и не начал вещание, по слухам, из-за потери к нему интереса инвестора. В 2012 году режиссер вернулся к этой идее, но при этом трансформировал тематику с культурной на психоделическую. Попытка вновь оказалась неудачной. Потом он занялся телеканалом для киноманов, но его опередил проект «Кино ТВ». После этого Грымов на некоторое время оставил идею запуска собственного телепроекта и занял должность генерального продюсера канала «Дождь». Проработав на этом посту около года, он вернулся к планам запуска собственных телеканалов. 

Скандал как реклама

В середине следующего года планируется выход на европейский рынок. В телекомпании мечтают о зрителях в Китае, присматриваются к рынку Северной Америки. 
В связи с этим готовились к презентации в Каннах на выставке Mipcom-2014. Решили пошутить с рекламным слоганом. Но случился конфуз — шутка оказалась «ниже пояса».
В оригинале слоган звучал так: «Sanctions Against Russia? Do Us Slowly!». Переводится это как «Санкции против России? *** нас помедленнее!». «Зазвезденное» мною слово вроде как законодательно не запрещено в печати, но обозначает практически то же, что и запрещенное. И в таком словосочетании в приличном обществе оно не употребляется. 

 Есть еще один вариант прочтения слогана. Буквы слова «Us» в сочетании с символом флага США могут обозначать аббревиатуру United States (Соединенные Штаты). Получается, что «помедленнее» не «нас», а «Соединенные Штаты». Вежливые организаторы выставки не стали вдаваться в подробности «кого» и «как». Но, поблагодарив российских участников за проделанную работу для каталога Mipcom, они деликатно назвали такую рекламу «слишком агрессивной» и указали, что «она не может быть одобрена их редакцией».

 Из «Слоу ТВ» нами был получен пресс-релиз с заголовком: «Рекламу Российского телевидения запретили в Каннах». В нем, в частности, указывалось, что «международная телевизионная выставка Mipcom 2014 в Каннах отказала в размещении рекламы группе телеканалов медленного телевидения». 
Юрий Грымов прокомментировал это так: «Печально все-таки видеть, когда люди теряют чувство юмора и самоиронии. Мы не нарушили ни закон о рекламе, ни закон о СМИ, ни конституцию какого-либо государства. Случился удивительный казус. Телерынок, где я презентую группу телеканалов «Медленное телевидение», запретил нашу рекламу». Еще он подчеркнул, что его «каналы далеки от политики». Так зачем же было выбирать в качестве слогана текст с политическим содержанием и «шуткой» за рамками приличий? Уж вряд ли для рекламы на европейской выставке. 
#GALLERY_9514#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий