Антон Горелкин назвал инициативу спорной. «Коллеги предлагают ввести в законодательство определение «синтетического видеоматериала» и обязать соцсети, видеохостинги и все прочие сайты маркировать такой контент двумя способами: текстовым обозначением «Сгенерировано ИИ» и машиночитаемой меткой в метаданных файла. Получается, все владельцы сайтов должны каким-то образом проверять свой контент на признаки ИИ-генерации — иначе штраф», — написал он.
В пояснительной записке не говорится о конкретных механизмах этой проверки. Очевидно, что владельцы сайтов будут вынуждены подключаться к каким-то специализированным сервисам или создавать собственные. Как это отразится на развитии Рунета, предположить не сложно — даже если оставить в стороне тот факт, что ни один существующий сервис не может гарантировать стопроцентный результат, добавил Горелкин.
По его мнению, с учетом роста объемов ИИ-контента уместно маркировать не его, а наоборот — органический контент: то, что создано человеком без участия нейросетей. А ответственность перед аудиторией должны нести не владельцы сайтов, а производители этого контента.
Горелкин уточнил, что в соответствии с регламентом Госдумы законопроект был направлен в рассылку для получения официальных отзывов, в том числе правительства РФ.
Ранее «Телеспутник» писал, какие новые нормы предлагает законопроект о маркировке ИИ-контента. Он должен определить базовые понятия: «искусственный интеллект», «технологии ИИ», «системы ИИ». Ввести обязательную маркировку для информирования пользователей о том, что контент создан с использованием ИИ. Классифицировать системы ИИ по уровню риска: от минимального до «неприемлемого», с соответствующими ограничениями. Установить ответственность, таким образом разработчики и операторы систем ИИ будут отвечать за вред, причиненный их использованием. А также определить авторские права — при создании произведений с помощью ИИ решающим фактором будет творческий вклад человека.
Источник «Телеспутника» на рынке считает, что определение «синтетического видеоматериала» обширно и так могут трактоваться любые технологии постобработки ролика, которые используются при создании огромного количества материалов. Например, машинное обучение используется для улучшения изображений, видео, повышения его качества и программы для работы с видеоконтентом тоже могут иметь функции ИИ для облегчения работы блогерам, монтажерам и операторам, отметил он. «То есть под определение могут попасть даже максимально понятные индустрии действия: монтаж, кадрирование и другие инструменты для работы с видео. В итоге маркировать придется почти весь созданный видеоконтент», — резюмировал собеседник издания.
В пресс-службе цифровых активов «Газпром-Медиа Холдинга» «Телеспутнику» сообщили, что поддерживают стремление регулятора повысить прозрачность цифрового контента и защитить пользователей от дезинформации, особенно в свете стремительного роста возможностей генеративного ИИ и готовы участвовать в обсуждении законопроекта, чтобы найти баланс между защитой здоровой цифровой экосистемы и сохранением интересов пользователей и создателей контента. При этом отметили, что реализация идеи по маркировке синтетического контента требует гибкости, диалога и технической зрелости всех участников рынка.
Одновременно при использовании технологии необходимо также оценивать все сопутствующие риски, считают в пресс-службе цифровых активов «Газпром-Медиа Холдинга». «Универсального технического решения, стопроцентно определяющего использование ИИ в видеоматериалах пока отсутствует. Стоимость реализации и работы алгоритмов и моделей на базе машинного обучения, способных качественно размечать контент с высокой точностью, может сильно повысить текущие расходы участников рынка», — сказал представитель пресс-службы.
Генеративный ИИ быстро развивается и нужно быть готовым к постоянной гонке между ИИ-контентом и вычислительными алгоритмами. Без детальной проработки критериев определения видео, сгенерированного с помощью ИИ, сложно автоматически достоверно его определить. Нет 100% надежных автоматических инструментов, определяющих, создано ли любое видео с помощью ИИ, так как многие инструменты, например, для улучшения цвета и стабилизации изображения используют нейросети — будет ли это считаться основанием для маркировки? Что касается технической реализации внедрения неудаляемой метки в метаданные, сохраняемой при любом копировании — это задача, требующая отраслевых стандартов, возможно, на уровне международной стандартизации ISO или видеокодеков, прокомментировали инициативу в пресс-службе.
Маркировка ИИ может стать регрессивной мерой для российского кинопроизводства, считает колумнист «Телеспутника» Тимур Гаджиев. Он указывает на то, что это может стать фактором подавления инноваций. Российская киноиндустрия и так находится в непростых условиях, а ей предлагают добровольно отказаться от одного из самых мощных инструментов экономии и развития. Ранее эксперты прогнозировали сокращение расходов кинокомпаний до 30% благодаря внедрению ИИ. В российских реалиях, где бюджеты значительно скромнее, эта экономия может стать подспорьем для роста.
Одной из проблем инициативы он называет отсутствие внятного ответа на вопрос: что такое ИИ в контексте кинопроизводства. Без четкого юридического определения любое регулирование превращается в лотерею и создаст идеальные условия для бюрократического кошмара, в котором компании будут тратить больше времени на согласования и отчетность, чем на производство.

