Рынок стал более сегментированным
В денежном выражении рынок год к году сократился на 7,5 % — со 100 млрд рублей в первом полугодии 2022-го до 92,5 млрд рублей в 2023-м, по оценкам «F+tech | Марвел» и «М.Видео-Эльдорадо». Рынок снижается в деньгах на 5–10 % с января по август (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) и растет в штуках за счет снижения средней цены. На рынок пришли китайские бренды, популярные во всем мире.
Российские бренды также увеличивают свою представленность. О значимой доле говорить не приходится — в основном они «играют в первых ценах», прокомментировали динамику рынка «Телеспутнику» в «Ситилинке». Согласно отчетам OMDIA за июнь и июль, рост цен на жидкокристаллические матрицы ежемесячно составляет от 3 % до 6 % в зависимости от диагонали. Категорийный менеджер компании NLE Игорь Жарков полагает, что такая же тенденция ожидается как минимум до конца 2023 года.
«Рост цен на матрицы несомненно приведет к общему росту цен на телевизоры в 2024 году (не связанному с курсом доллара). От этого особенно пострадают распространенные у нас С-бренды, которые в первую очередь привлекают покупателей низкой ценой. С другой стороны, у A- и B-брендов останется опция улучшения цены на компоненты за счет объемов (выпуска, — прим. ред.). В связи с этим есть большая вероятность, что в 2024 году на рынке резко сократится количество телевизионных брендов», — считает Игорь Жарков.
С ним согласен руководитель группы закупок «Потребительская электроника» компании «Ситилинк» Егор Панин: «Стоимость товара сильно зависит от курса доллара, поэтому с июня начала повышаться себестоимость продуктов, а с мая стали расти цены на комплектующие в Китае. Потребители не готовы сразу принять повышение цен, поэтому часть издержек понесли продавцы, жертвуя своей прибылью», — говорит он.
Сейчас также наблюдается демпинг в сегменте моделей с функцией смарт-ТВ, заявили в «Триколор». «Рост продаж обусловлен снижением цены на телевизоры. Тенденция такова, что телевизоры стоимостью 50–70 тысяч рублей покупают меньше. Сейчас в сетях продаются телевизоры по 30 тысяч рублей за ту же диагональ, что и раньше. При этом некоторые торговые сети по собственной инициативе делают цену на полке еще привлекательнее за счет кешбэка и других маркетинговых ходов — это их инвестиция в продажи, не связанная с вендором», — отметили в компании.
Отраслевые эксперты обратили внимание на увеличение рыночной доли китайских торговых марок. Еще год назад две трети рынка занимали телевизоры LG и Samsung, теперь же на них приходится лишь 22 % продаж. Кроме того, с 7,9 % до 10,8 % увеличились поставки устройств под собственными торговыми марками ретейлеров, доля которых в текущем году достигла 22,6 %.
«Китайские производители заметно представлены на российском рынке. Но главным трендом стало появление новых собственных российских марок телевизоров. Рынок стал более сегментированным. Предлагая телевизоры “Триколор”, мы стараемся занять ту часть рынка, которая осталась после ухода Samsung, LG и прочих производителей. Они не уступают им ни по матрицам, ни по программному обеспечению, и в целом экстерьер телевизоров такой же», — утверждает Игорь Жарков.
В «Ситилинке» также отмечают, что тренды прошлого года усилились. «Весь 2023 год рынок испытывает дефицит телевизоров корейских брендов, особенно это сказывается в дорогом сегменте. Активно идет увеличение предложений со стороны китайских брендов, а также развитие собственных торговых марок», — говорит Егор Панин.
Потребители позитивно реагируют на изменения
Для потребителей прежде всего важно качество изображения, доступная цена, хороший звук, скорость работы интерфейса и его плавность, а другие параметры менее важны, обращают внимание в «Триколор».
В «Ситилинке» отмечают, что потребители по-прежнему готовы приобретать технологичные продукты, но обязательно по разумной цене. В то же время они готовы рассматривать новые предложения.
Эталоном стала поддержка формата 4K. Это разрешение является стандартом для большинства телевизоров, поскольку обеспечивает более четкое и детализированное изображение.
Подавляющее большинство моделей на полках российских магазинов имеет функцию смарт-ТВ, которая позволяет пользователям получать доступ к интернет-сервисам, стриминговым платформам и экосистемным сервисам. Это делает просмотр контента более удобным, так как не требуется подключения отдельного устройства.
Развитие линейки телевизоров «Триколора»
В результате снижения цены потребители, которые прежде откладывали замену телевизора или его покупку, получили возможность выбрать новое устройство по более привлекательной стоимости, отмечают собеседники «Телеспутника».
Так, в конце февраля «Триколор» выпустил под своим брендом линейку телевизоров с функцией смарт-ТВ и поддержкой разрешения 4K в большинстве моделей.
«Вместе с телевизором “Триколор” покупатель получает подписку “Смотри Кино и ТВ” бесплатно на один год, в которую входят более 200 каналов, тысячи фильмов и сериалов, спортивные трансляции, спектакли и концерты, более 500 мультфильмов, сказок и развивающих шоу. И это все можно смотреть на пяти устройствах. А также есть возможность установить любые другие приложения», — говорят в «Триколор», уточняя, что к концу 2023 года ожидается большое обновление программного обеспечения, которое коснется всей линейки телевизоров.
Ранее «Телеспутник» отмечал в своем обзоре, что на новинку «Триколор» стоит обратить внимание пользователям, которые планируют смотреть любой контент, в том числе 4K. Особое преимущество имеют клиенты спутникового телевидения «Триколор», поскольку у оператора самый обширный в России набор каналов в формате сверхвысокой четкости. За счет диагонали 55 дюймов и приличной для этого класса матрицы телевизор «Триколор» вполне можно использовать в качестве основного экрана в гостиной.