img
img17 января 2025 в 13:56

Оригинальный контент перестал быть уникальным

Отечественные онлайн-кинотеатры при производстве оригинального контента столкнулись с проблемой, которую стали решать сообща. Тактически оправданное решение может оказаться стратегически не выгодным. О негативных последствиях коллабораций рассуждает редактор «Телеспутника».

Отечественные онлайн-кинотеатры при производстве оригинального контента столкнулись с проблемой, которую стали решать сообща. Тактически оправданное решение может оказаться стратегически не выгодным. О негативных последствиях коллабораций рассуждает редактор «Телеспутника».

В марте 2022 года из России ушли ведущие голливудские студии: Walt Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures, Paramount, мейджоры стали отзывать права на фильмы и со временем популярных тайтлов в библиотеках онлайн-кинотеатров стало заметно меньше. На смену голливудскому кино пришли турецкие и азиатские сериалы и, конечно, оригинальный контент: сериалы и фильмы, которые стали производить сами площадки. По большом счету на него делалась и делается основная ставка в привлечении и удержании аудитории. В сложившихся условиях значимость собственного киносериального производства для стриминговых платформ возросла многократно. За последние пять лет был период интенсивного роста, когда ежегодно число российских originals почти удваивалось. Сейчас, по последним данным, онлайн-кинотеатры в 2023 году выпустили 175 оригинальных проектов, что на 26 % больше, чем в 2022 году (139).

Сотрудничество онлайн-платформ с телеканалами началось не вчера, опыт таких коллабораций был, пожалуй, у каждого онлайн-кинотеатра. В 2024 году эта история получила развитие, проблема оказалась в другом, контент, произведённый для онлайн-кинотеатра и имевший успех у зрителей на ТВ показывал скромные показатели. Тогда как смотрибельные ленты с телевидения могли заинтересовать аудиторию и на платформах. Значит производить контент должны обе стороны и в том формате, который будет одинаково интересен во всех средах, что само по себе уже усложняет задачу.  

Бум производства собственных проектов привёл к взрывному росту инфляции в сфере кинопроизводства. По некоторым оценкам экспертов, стоимость процесса кинопроизводства выросла до 40 %. Дошло до того, что стало невыгодно снимать продолжения сериалов, так как на второй сезон может требоваться сумма в два раза больше, чем на первый. Киностудии, зная об успешности проекта увеличивают прайс. В этом смысле коллаборации стримингов с телеканалами и другими онлайн-кинотеатрами стали печальной необходимостью и элементом антикризисного менеджмента с разделением затрат между участниками. Мрачности во все происходящее добавляет ключевая ставка, которая весь 2024 год только повышалась, а это значит, что стоимость заёмных средств на производство контента увеличивалась. Но есть игроки, которые следуют принципу меньше, да лучше, так работает, например, «Кинопоиск».

Для любого стримингового сервиса доход от подписки (SVOD) — основной, так в 2023 году российские видеосервисы заработали на ней 74,5 млрд рублей (+ 46,6 %), а от рекламы (AVOD) получили почти 36 млрд рублей (+11,7 % к 2022 году). Оригинальный контент, создаваемый платформами, стал инструментом привлечения пользователей и их удержания. Без оригинального контента у стримингового сервиса нет будущего. Зрители идут за рекламой сериала, оформляют подписку и остаются, а при удачных обстоятельствах ещё сильнее интегрируются во всю экосистему. Originals стали визитной карточкой той или иной платформы, отличительной чертой. В результате коллабораций онлайн-кинотеатры утратили часть этого конкурентного преимущества. Экономика победила уникальность.

Будущее за уникальным контентом, а не партнёрским, а пока альтернативой коллаборациям может быть выстраивание ещё большей вертикально-интегрированной структуры кинопроизводства. Это позволит сэкономить и оставить деньги в экосистеме.  Другой вариант — сократить объёмы производства оригинального контента. Для того, чтобы уравновесить рынок, по оценкам экспертов, достаточно уменьшить его на треть. Идея сосредоточится не на количестве, а на качестве не лишена смысла, а в итоге может даже принести больший доход создателям. Кроме этого, можно искать новые ниши: например, снимать не сериалы и фильмы, а шоу или мультфильмы. И точно ещё не до конца раскрыт, а где-то не раскрыт вовсе, потенциал документального и познавательного контента в онлайн-кинотеатрах.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий