Трансляция двух каналов в стандарте 4К — Tricolor Ultra HD и Insight UHD — началась 15 ноября. Технические характеристики трансляции: стандарт кодирования HEVC/H.265, разрешение 3840 × 2160 пикселей, скорость передачи информации 50 кадров в секунду. На период тестирования услуги она будет предоставляться бесплатно. Абоненту «Триколор ТВ» для просмотра необходимо иметь телевизор, способный показывать картинку 4К и поддерживать модуль условного доступа Conditional Access Module CI+, а также сам модуль CI+. Существует и приставка, поддерживающая этот сервис, — GS A230. Рекомендации по формату UHDTV выпущены в 2012 году. В коммерческой и маркетинговой терминологии формат разделяют на два варианта — по разрешению: 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p). Маркетинговый код Ultra HD присваивается телевизорам и проекторам с разрешением не менее 8 мегапикселей и соотношением сторон экрана 16:9. Тогда же, в 2012 году, на рынке были представлены первые телевизоры 4К. Российские операторы начали эксперименты с UHD с 2013 года: в июне того года была проведена первая публичная трансляция ролика в 4К, затем, в начале 2014 года, показано открытие зимней Олимпиады. В октябре 2014 года «Триколор ТВ» запустил пилотный телеканал в формате 4K и с поддержкой формата видеосжатия HEVC/H.265. В 2015 году начато регулярное вещание в 4К. Запущены два телеканала. Tricolor Ultra HD — круглосуточный фильмовый телеканал с тремя оригинальными показами в сутки. Телеканал Insight UHD производится компанией TERN, Нидерланды, за дистрибуцию в России отвечает «Первый ТВЧ». Телеканал ориентирован на аудиторию в возрасте от 18 до 45 лет. Основное содержание: инновационная документалистика, реалити-шоу, экстремальные путешествия и спорт, интерактивные проекты.
Похожая картина наблюдается и с еще одним драйвером — HDTV. Сегодня рост абонентской базы HD в России составляет около 40 % в год. Такой темп прогнозируется до 2017 года, после чего наступит торможение. Быстрее всех доля HD будет расти в спутниковом телевидении: сейчас она меньше половины; к 2017 году уже 88 % абонентов спутниковых сервисов будут смотреть HD, а к 2019-му — 92 %. В наземных сетях этот рост, как ожидается, будет значительно более низким. Очевидно, что надежды, которые возлагали на HD как на драйвер развития, оправдались. Дальнейшие перспективы выглядят оптимистично. А что с UHD? Какие прогнозы в этом секторе? Самые оптимистичные прогнозы выдают вендоры, что неудивительно: производители телевизоров — наиболее активные (и едва ли не самые заинтересованные) участники продвижения UHD. Дмитрий Карташев, представитель Samsung, раскрыл динамику продаж 4К-телевизоров: в 2013 году они составляли 1,6 % от всех проданных телевизоров, в 2014-м — 11,7 %, в 2015-м — 14 %, в 2017-м прогнозируется 31,8 %. Всего же в мире, по данным агентства IHS, на третий квартал 2015 года продано 11,5 млн 4K-панелей, из которых 3,68 млн произведены Samsung. Компания уверена, что в ближайшее время UHD станет драйвером рынка платного ТВ и Россия не будет исключением. Из-за экономического кризиса и падения курса рубля продажи телевизоров в 2015 году в России упали, но в дальнейшем падение остановится. В 2016 году продажи сохранятся на уровне 2015 года.
Внушают оптимизм и результаты исследований зрительских предпочтений: более половины опрошенных знакомы с технологией UHD или слышали о ней. Если эти исследования оправдаются, то такое количество потенциальных абонентов уже может всерьез заинтересовать оператора.
Есть ли рынок UHD?
Этот вопрос сейчас основной для всех операторов платного телевидения, кто всерьез задумывается о дальнейшем развитии индустрии. Будет ли сформирован в ближайшее время рынок UHD? Принесет ли он прибыль операторам? Станет ли UHD новым драйвером развития индустрии платного ТВ? Одни говорят, что, несомненно, станет, а другие считают, что UHD повторит судьбу 3D-телевидения. Почему именно спутниковые операторы проявляют такую активность в продвижении UHD? Видимо, по той причине, что у них сейчас меньше явных драйверов, чем у кабельных и других операторов. Что касается эфирного вещания, то пока планируется к 2021 году перейти на HD, и срок этот может быть отодвинут. Разговора о следующей ступени, 4К, пока и не ведется. Именно поэтому Алексей Волин недавно сказал, что развитие 4К — это исключительно прерогатива кабельных и спутниковых операторов. К тому же, как рассказал «Теле-Спутнику» Алексей Холодов, если еще недавно один 4К-канал занимал целый стандартный телевизионный транспондер, то сейчас уже существуют алгоритмы сжатия, позволяющие уместить в один транспондер два 4К-канала. И появление этих алгоритмов стало одним из факторов развития UHD-вещания у спутниковых операторов. На пресс-конференции «Триколор ТВ», посвященной запуску вещания в 4К, консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting представило весьма оптимистичные прогнозы по дальнейшему развитию UHD. Уже в этом году потенциальная аудитория этой услуги составит 260 тысяч домохозяйств — в них будут готовы приобрести 4К-телевизоры и приставки для приема и декодирования соответствующего сигнала. Если посмотреть на развитие спутникового ТВ в России, какие вообще драйверы толкали вперед индустрию? Бурный рост начался с 2005 года, когда на рынке появился второй оператор. Здесь, очевидно, драйвером сработала обычная конкуренция на совершенно девственном рынке. Абоненту было достаточно просто факта наличия у него телевещания за разумные деньги. Эти драйверы работали весьма эффективно, и к 2014 году изначально несомненный лидер рынка платного ТВ — кабельное телевещание — стал занимать менее 50 % аудитории. На сегодня, считают в J&P, рынок устоялся, и в дальнейшем не стоит ожидать каких-либо потрясений. Будут плавно увеличиваться доли IPTV и спутникового ТВ, но без скачков. Также весь рынок платного ТВ, испытав в 2015 году (впервые за всю двадцатилетнюю историю) торможение роста, в 2016-м опять начнет немного расти. Итак, рынок в прошлом году завершил галопирующий рост и отныне будет расти плавно.
