Российские онлайн-кинотеатры и телеканалы активно закупают индийские и турецкие сериалы. Как обстоит ситуация с поставкой белорусских «ориджиналс» в Россию?
- Этот вопрос всегда задают нашему телеканалу и «Белтелерадиокомпании», частью которой мы являемся. В состав нашего медиахолдинга входит целая дирекция, которая занимается лицензированием и кинопоказами. Соответственно, мы не только покупаем контент, но и готовы сами его производить и продавать. В первую очередь это касается кино. На территории страны работает огромная национальная киностудия «Беларусьфильм», которая снимает современное кино, в том числе с привлечением российских продюсеров, драматургов и актёров. В первую очередь это касается кино военной тематики и темы Великой Отечественной войны.
Однако в Белоруссии также производятся современные детективы, фэнтези и драмы. На улицах Минска практически каждую неделю можно видеть съёмочные площадки, ведь в городе сохранился антураж — сталинские высотки и проспекты сами по себе привлекают команды для проведения съёмок. Кроме того, для российских производителей это недорого. При этом «Беларусьфильм» работает не только с авторами из РФ, но и с китайскими и индийскими продюсерами.
Мы сохранили права на кино и сериалы, снятые когда-то давно, в советское время. Речь о правах на архив, в который входят известные кинокартины: начиная от «Приключения Буратино» или комедии «Белые росы», и заканчивая современными проектами. Но важен и тот контент, который составляет основу телеканала «Беларусь 24». Это не только новости и передачи о событиях в Белоруссии, но и программы о туризме, путешествиях, культуре, о нашей истории.
Например, оздоровительные санатории. Многие россияне приезжают к нам отдыхать и об этом, конечно, надо как-то узнавать. У нас снято много подобных трэвел-шоу для того, чтобы заинтересовать жителя любого региона России. Спрос на такие передачи есть.
Ещё один пример собственного производства — это шоу «Фактор.BY». Раньше мы работали по франшизе, которая касалась популярного шоу «X Factor» (телевизионная франшиза музыкальных конкурсов, созданная британским продюсером Саймоном Коуэллом). После введения санкций мы запустили своё шоу. Оно получило название «Фактор.BY». Мы также сделали «Фактор.BY 60+», в котором могут участвовать конкурсанты более старшего возраста.

Шоу показало миллионные просмотры в интернете, вошло в рейтинги пятничного праймтайма и доказало, что в Белоруссии могут делать свои шоу. На данный момент «Фактор.BY» транслируется для внутреннего зрителя на телеканале «Беларусь 1».
В Россию оно пока не пришло? Планируется ли?
Мы сможет транслировать его, если будут права на все музыкальные произведения, которые используются в этом шоу. Кроме того, вопрос в рекламе. Телеканал «Беларусь 24», вещающий на 150 стран мира, не содержит рекламы. Это не коммерческий канал и в этом есть нюанс.
Как обстоит ситуация с закупкой российского контента в Белоруссии?
Подобная закупка была всегда. Лично для нашего телеканала мы закупаем современные фильмы и сериалы российского производства. Если говорить о тематике, то она разная: драмы, семейное кино, любовные сериалы, приключения. Но в основном лёгкие и в меньшей степени боевики.
Телеканал «Беларусь 24» вещает в том числе со спутника ABS-2. Его эксплуатация ограничена 2029-м годом. На рынке обсуждается мысль о том, что надо строить новый спутник, но ситуацию осложняют санкции. Какую позицию по этому вопросу занимаете вы?
Естественно, мы мониторим данную ситуацию и руководствуемся тенденциями того, на каком спутнике наибольшее количество каналов. Ведь чем больше там каналов, тем больше шанс того, что именно там тебя найдёт зритель. Однако мы работаем не только с российскими партнёрами. Например, мы сотрудничаем с компаниями из Азербайджана (спутник Azerspace-1). Более того, с января 2025 года мы начали вещание на белорусском спутнике «Белинтерсат-1», который транслирует сигнал на территорию 39 стран Африки.
Что касается ABS-2, то здесь есть альтернатива. В случае каких-то помех или санкций мы всегда можем пустить сигнал «по земле». Но что нас действительно беспокоит, это то, что качество сигнала со спутника ABS-2 сильно хромает, а картинка «рассыпается», так как вещание идёт в SD-качестве.
За прошедшие годы российские телеканалы подвергались различным атакам со стороны недружественных стран. Для их защиты применяются различные программно-аппаратные комплексы, в том числе отечественные. Как обстоит ситуация с этим на «Беларусь 24»: вы используете собственные или зарубежные разработки?
Мы используем в том числе собственные разработки, потому что эти вопросы находятся на контроле государства. Но мы тоже не находимся в стороне от санкций. Например, компания beCloud (белорусский поставщик облачных ИТ-решений и хостинга) защищает наше потоковое интернет-вещание, сайты «Беларусь 24» и всё остальное. Конечно, мы фиксируем атаки и выдерживаем их. Поэтому у нас таких вопросов не возникает, но это действительно огромный вызов и каждый раз изобретается что-то новое.
_680659b8191f5.jpg)
Если говорить о спутниковом вещании, то здесь помехи не прекращались. Выход из данной ситуации — это альтернативный способ доставки сигнала конечному зрителю. Это должен быть и спутник, и кабель, и интернет-поток. И только тогда, имея все эти возможности, можно в случае каких-либо происшествий гарантировать стабильное вещание телеканала.
Применяются ли российские решения для защиты сигнала?
Изучается опыт, есть интерес к ним. Действительно, в России рынок шире и возможностей применения на практике больше, а вызовы, в принципе, одни и те же. Мы находимся в одной «упряжке» и поэтому необходимо использовать все механизмы, ведь злоумышленники каждый день изобретают всё новые и новые способы как навредить.
Насколько я знаю, в работе «Беларусь 24» уже активно применяется искусственный интеллект. Какую роль он выполняет?
Наш телеканал решает задачу многоязычности. И это не только русскоговорящая аудитория в РФ и странах СНГ. Мы заинтересованы в привлечении англоязычной аудитории. Той, которая совсем не знает, что такое Белоруссия. Наш телеканал был создан для связи с диаспорами, выходцами из страны, которые скучают по дому. Сегодня время изменилось: участились фейки, стало больше дезинформации, появилась необходимость отстаивать правду. Риторика стала немного серьёзней, а люди всё чаще интересуются новостями.
С другой стороны Белоруссия является безвизовой страной для многих стран мира. Становится всё больше желающих приехать к нам. Поэтому, когда туристы собираются в поездку, им необходимо знать что посмотреть, какие достопримечательности есть и так далее. Поэтому мы активно используем искусственный интеллект при переводе наших телепередач на другие языки. Например, английский или немецкий. В этом ключе технологии применяются при озвучке и титровании. Кстати, этот процесс у нас налажен с одной из российских компаний.
Также у нас есть нейроведущий. Всё-таки, это веяние времени. Таким ноу-хау путём пошла наша областная телерадиокомпания из Бреста. Они создали нейроведущего, который рассказывает прогноз погоды. На самом деле за этим будущее, ведь такой подход упрощает работу и помогает переводить большие объёмы новостной информации, охватывая бОльшую аудиторию. Исключением тут, на мой взгляд, являются развлекательные программы, где ИИ не сможет заменить эмоцию. Ведь это главная задача телевидения. Оно должно заставлять сопереживать, радоваться, плакать и чувствовать, а ИИ такой возможности пока не даёт.