img08 апреля 2022 в 14:45

«Приземляться» или не «приземляться» — вот в чем вопрос

Согласно так называемому закону о «приземлении» иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 тысяч пользователей из России с 1 января 2022 года должны открыть в РФ официальные филиалы или представительства. Некоторые ИТ-компании с начала этого года начали активно «приземляться», однако после начала специальной военной операции на территории Украины они могут предпринять обратные действия, как это, например, сделал стриминговый сервис Spotify.

Согласно так называемому закону о «приземлении» иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 тысяч пользователей из России с 1 января 2022 года должны открыть в РФ официальные филиалы или представительства. Некоторые ИТ-компании с начала этого года начали активно «приземляться», однако после начала специальной военной операции на территории Украины они могут предпринять обратные действия, как это, например, сделал стриминговый сервис Spotify.

Помимо открытия официальных филиалов и представительств, компании обязаны выполнить и другие требования: разместить электронную форму обратной связи с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора (РКН) для взаимодействия с органами власти, установить на информационном ресурсе рекомендованный счетчик посещаемости, а также ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Всего Роскомнадзор назвал 13 иностранных компаний, которые должны «приземлиться». В их число вошли: Apple, Discord, Google, Likeme, Meta Platforms, Pinterest, Spotify, Telegram, TikTok, Twitter, Twitch, Viber и Zoom. Многие из этих компаний стали выполнять требования закона о «приземлении» до начала событий на Украине. Выполнили все три обязательных пункта, а именно разместили на информационных ресурсах электронные формы, создали филиалы, или открыли представительства, или учредили юридические лица, а также зарегистрировали личные кабинеты на официальном портале РКН, компании Apple и Viber. Разместили электронные формы обратной связи с российскими пользователями и зарегистрировали личные кабинеты на сайте Роскомнадзора Likeme и TikTok. Только зарегистрировали личные кабинеты на портале РКН Google, Meta, Twitter и Zoom. Среди тех, кто не сделал ничего из вышеперечисленного, оказались Discord, Pinterest, Telegram и Twitch.

Со Spotify отдельная история. Эта компания выполнила все три обязательных условия, однако из-за последних геополитических событий стриминговый сервис закрыл свой офис в России на неопределенный срок. По мнению эксперта Роскомсвободы и Digital Rights Center Никиты Истомина, начало спецоперации и наложение санкций обнулили «приземление» компаний. «Ожидать каких-либо позитивных шагов в направлении продолжения “приземления” со стороны ИТ-гигантов не приходится: сейчас ввиду санкций и контрсанкций им это вряд ли интересно. Ведь платежи в их пользу с помощью банковских карт невозможны, а РКН уже начал блокировать к сервисам некоторых из них доступ», — заявил Никита Истомин.

Фото: Shutterstock

В ответ на такие события глава комитета Государственной думы по информполитике Александр Хинштейн и его первый заместитель Сергей Боярский внесли в нижнюю палату парламента законопроект об оборотных штрафах для ИТ-гигантов за несоблюдение закона о «приземлении». Подразумевается, что на граждан может быть наложен штраф в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей, на должностных лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 1/15 до 1/10 совокупного размера суммы выручки.

Авторы законопроекта предлагают штрафовать и операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей за неисполнение решений Роскомнадзора в отношении «не приземлившихся» компаний

Помимо этого, авторы законопроекта предлагают штрафовать и операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей за неисполнение решений Роскомнадзора в отношении «не приземлившихся» компаний. Так, если провайдер хостинга не предоставит данные, которые позволяют идентифицировать владельца такого информационного ресурса, то на первого будет налагаться административный штраф до 300 тысяч рублей.

Кроме того, будут выписываться штрафы за распространение рекламы на информационном ресурсе иностранной компании — до 3 млн рублей. То же самое грозит и за размещение рекламы на ресурсах этого юридического лица.

Также законопроект предполагает введение ответственности для иностранных компаний за нарушение запрета на сбор персональных данных россиян с использованием информационных ресурсов. Для граждан предусмотрены штраф в размере от 30 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 500 тысяч, для юрлиц — от 1,5 до 6 млн рублей. За повторное нарушение предлагается штрафовать граждан на сумму от 100 до 300 тысяч рублей, должностных лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей, юрлиц — от 6 до 18 млн рублей.

Шекспировский вопрос «быть или не быть», а в нашем случае — «приземляться» или не «приземляться», по классическим канонам литературы останется без ответа, так как ИТ-компании, которые должны были выполнить требования по «приземлению», решили не комментировать данную тему. В Apple, Meta, Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Discord, Pinterest и Twitch не ответили на запрос «Телеспутника», в Google воздержались от комментариев, а в Likee сообщили, что внимательно следят за развитием событий и будут планировать свою деятельность по части «приземления» с учетом текущих обстоятельств.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий