img01 апреля 2022 в 13:25

Как блокировка западных платформ повлияла на онлайн-образование и блогеров

Для многих онлайн-школ отключение монетизации на YouTube, рекламы в Facebook* и Instagram* снизило доходы. Согласно данным аналитики платформы GetCourse (где размещается большинство онлайн-контента) выручка упала на 34 % и показатели приблизились к 2021 году. То есть не все так критично, как могло показаться, и сейчас как раз идет переходный период, когда школы и блогеры адаптируются к новым условиям, перенаправляют трафик на другие площадки, меняют подачу в рекламе и больше взаимодействуют с аудиторией для повышения лояльности.

Сегодня основная проблема заключается не в отключении иностранных площадок, а в сложности получения платежей из-за границы и низкой одобряемости рассрочек российскими банками, установлением огромных процентов.

Но большинство онлайн-школ никогда не зависели только от одного источника трафика — более того, с развитием онлайн-образования осваивались все доступные площадки по поиску аудитории (Pinterest, Telegram, «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен»), география крупных проектов выходит за пределы РФ, многие блогеры создают англоязычные аккаунты, приобретают иностранные сим-карты и продолжают вести свои блоги, перегоняя существующую аудиторию и привлекая новую иностранную.

Скорее всего, больше пострадали маленькие школы, кто только начал, но не успел собрать собственную базу, или же крупные блогеры в нише лайфстайла, кто монетизировал свой личный бренд через рекламу и высокий уровень охватов. У большинства блогеров-миллионников не получилось перегнать аудиторию на другие площадки, переход в лучшем случае составляет 10–12 %. 

Сейчас все осваивают новые площадки — Telegram, «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», по большому счету продолжают вести привычный контент и продавать свои продукты, в том числе на ту аудиторию, которая осталась в Instagram* и тех, кто пользуется VPN-сервисами. Рассчитывать на VPN-сервисы не приходится — их постоянно отключают, у многих они не работают. Начался период, когда все ожидают развязки, чтобы все перестало меняться с такой скоростью и можно было перенаправить ресурсы на работающие стратегии. 

Фото: Depositphotos

С 21 марта, как только Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал компанию Meta* экстремистской организацией и запретил принадлежащие ей соцсети Facebook* и Instagram* за экстремистскую деятельность, пользователи в Сети стали задаваться вопросами, что же дальше, как быть? В сообществе продюсеров онлайн-курсов были проведены онлайн-встречи, в том числе затрагивающие эти вопросы. Уголовные и административные дела за распространение информации на признанных экстремистскими платформами и финансирование таких платформ насколько мне известно не заводились. Но большинство предупреждено о негативных последствиях. Рекламные кабинеты Facebook* и Instagram* с начала марта уже перестали корректно работать, поэтому многие прекратили рекламные кампании задолго до решения суда и перенаправили финансирование на другие источники трафика.

Хочется верить в то, что российские платформы учтут плюсы и минусы зарубежных аналогов и создадут хорошие площадки для бизнеса

За ведение аккаунта (посты, сторис, риилс) в Instagram* нет ответственности, если не касаться горячих тем и открыто собирать материальную помощь. Собственники онлайн-школ уже в подавляющем большинстве удалили символику запрещенных соцсетей со своих материалов и сайтов.

Telegram получил новый приток аудитории и как площадка мне нравится даже больше, чем запрещенные. Он уже давно монетизируется, создаются закрытые группы с платным входом, плюс взаимореклама каналов давно работает и собирает самую целевую аудиторию. Но тут другие требования к качеству контента. Мне кажется, Telegram больше про полезную информацию, чем про лайф-посты, где блогер рассказывает о том, как сегодня кушал или отдыхал с детьми. Более того, Telegram добавил в свой функционал видеочаты, возможность создавать каналы или группы. Докрутить рекламу и поиск по каналам — вообще будет замечательная площадка!

Какие сервисы способны заменить YouТube? На мой взгляд, никакие. Но есть близкие по функционалу для размещения видеоконтента и привлечения аудитории с возможностью платного продвижения — RuTube, «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен». Лично я не использовала в работе ни одну из этих платформ, с точки зрения пользователя у них необычный формат, но придется привыкнуть и к ним.

Хочется верить в то, что российские платформы учтут плюсы и минусы зарубежных аналогов и создадут хорошие площадки для бизнеса.

* — организации признаны экстремистскими в РФ, их деятельность запрещена.

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий