По итогам января—июня онлайн-продажи продуктов питания превысили 150 млрд рублей, что в 2,5 раза превышает аналогичный уровень прошлого года. Продукты питания станут ключевым драйвером роста всего онлайн-рынка, их доля в результате увеличится с 5,3% до 18,8%, ожидают в Infoline, пишет «Коммерсант».
Как отмечают аналитики, пандемия выступила катализатором развития онлайн-торговли продуктами питания, а одним из ключевых результатов стало повышение доверия покупателей. У потребителей сформировалась привычка заказывать продукты в интернете, особенно у жителей крупных городов, говорится в обзоре Infoline. По подсчетам аналитиков, за прошлый год аудитория активных интернет-покупателей выросла более чем на 40% и превысила 60 млн человек. Гендиректор Infoline Иван Федяков добавляет, что игроки рынка продолжают активно инвестировать в развитие и экспансию в регионы, часть которых показывает результаты, сравнимые с Москвой. Кроме того, растущая инфляция позволяет производителям продуктов компенсировать рост себестоимости и наращивать поставки, говорит он.
Как следует из данных Infoline, десять крупнейших операторов продолжают консолидацию рынка: сегодня на них приходится около 87% всех заказов против 80% годом ранее. По итогам первого полугодия крупнейшим игроком в сегменте осталась X5 Group, имея совокупный онлайн-оборот 23,6 млрд рублей. Второе место занял «Сбермаркет» (21,7 млрд рублей), третье — «Вкусвилл» (21,2 млрд рублей). Как отмечают аналитики, у большинства компаний растет количество заказов при снижении среднего чека, что объясняется увеличением частоты покупок и развитием экспресс-доставки.
По словам Ивана Федякова, уровень консолидации рынка уже может быть предельным и появления новых крупных игроков ждать не стоит. «Для этого нужно показывать очень высокие обороты и работать с небольшой рентабельностью», — поясняет он.
Хотя продовольственные категории демонстрируют трехзначные темпы роста онлайн-продаж, чтобы спрогнозировать развитие канала в среднесрочной перспективе важно учитывать и сопутствующие факторы, связанные с экономикой этого бизнеса, который пока остается неприбыльным, говорит руководитель направления онлайн-торговли NielsenIQ Россия Александр Шуркаев. По его словам, опыт других стран показывает, что онлайн-ретейлерам в России будет очень непросто достичь двузначной доли рынка в ближайшие два года.
Ранее сообщалось, что «Ашан» направит более 20 млрд рублей на развитие онлайн-бизнеса в России.