Входим в беспилотную зону
Правительство России включило Санкт‑Петербург в число регионов-участников пилотного проекта по введению экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на территории города «Беспилотные логистические коридоры».
В комитете по транспорту Санкт-Петербурга пояснили, что документ обязывает определить зоны, в которых эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств первой категории ограничивается. К таким зонам отнесли участки Кольцевой автомобильной дороги, Западного скоростного диаметра, ряд территорий в Центральном и Адмиралтейском районах, Кадетскую линию В.О., Кронверкскую набережную, Московский и Приморский проспекты, Пулковское и Приморское шоссе.
«В настоящее время проект в соответствии с установленным порядком направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, Федеральную службу охраны и Министерство внутренних дел. После принятия указанного постановления транспортные средства, подпадающие под понятие высокоавтоматизированные транспортные средства первой категории, смогут передвигаться по городу за исключением запретных зон, перечисленных в постановлении», — сообщили в комитете по транспорту.
Трамвай идет сам
В СПб ГУП «Горэлектротранс» сообщили, что предприятие одним из первых в стране включает в производственный процесс систему автоматического управления стрелочными переводами. Ее работу продемонстрировали на второй площадке Трамвайного парка № 7 ПТО «Рыбацкое». Инновационный комплекс установлен на всех новых трамваях, поступающих в Петербург. Комплекс оборудования представляет собой элемент системы авторасстановки. Ее внедрение позволит без участия водителя-перегонщика готовить трамваи к выпуску на линию или обеспечивать их передвижение по парку. Управление трамваем осуществляет система в зависимости от необходимости выполнения обслуживания (мойка, ремонт) и далее с учетом графика выпуска на линию. Также управлять техникой может диспетчер, задавая маршрут вручную — условно из точки А до точки Б.
«Допустим, трамвай нужно переместить в точку старта для его расстановки на утренний выпуск. Система или оператор в диспетчерской выстраивает на компьютере маршрут следования трамвая в парке, выставляет ограничения по скорости движения и подает трамваю сигнал к движению. Под контролем системы находятся стрелочные переводы для синхронизации действий подвижного состава. В результате этих манипуляций трамвай в автоматическом режиме прибывает к месту старта перед выпуском на линию. Такая система авторасстановки может быть использована при любых передвижениях трамвая в пределах парка: заезд в моечный комплекс, депо или выезд из него, переезд на путь. Полномасштабно внедрить систему авторасстановки планируется в трамвайном парке № 7 после завершения его реконструкции в 2024 году», — пояснили в «Горэлектротрансе».
Здесь также напомнили о том, что «Горэлектротранс», российский компания-разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта, а также разработчик и производитель подвижного состава подписали трехстороннее соглашение в целях проведения разработок по созданию полностью беспилотного трамвая на территории Санкт-Петербурга в период до 2026–2027 гг.
«Полная автономность позволит вывести движение электротранспорта и его организацию на принципиально новый уровень безопасности и эффективности. Также это позволит создать для пассажиров более комфортные условия движения, обеспечит плавную скорость трамвая, минимизирует интервалы ожидания, существенно продлит срок службы рельсовой инфраструктуры», — прокомментировали в «Горэлектротрансе».
На своем официальном сайте «Горэлектротранс» опубликовал комментарии участников соглашения. Генеральный директор компании-разработчика Ольга Ускова подчеркнула, что искусственный интеллект трамвая не отвлекается на сообщения в мобильном телефоне, не испытывает депрессий, не торопится и не тормозит, что позволяет поддерживать оптимальный график движения, наилучшим образом реагирует на дорожные ситуации. «Важно, что беспилотный транспорт непрерывно самообучается в процессе эксплуатации. Опыт одного трамвая в преодолении тех или иных проблем становится сразу доступным всему транспортному флоту, что позволяет поднять безопасность движения на самый высокий уровень», — пояснила Ольга Ускова.
Генеральный директор компании-производителя городского электрического транспорта Александр Дубровкин напомнил, что современные транспортные технологии развиваются весьма быстрыми темпами, поэтому говорить о полностью беспилотных трамваях как о техническом чуде из далекого будущего в корне неправильно. «Беспилотные трамваи — это транспорт завтрашнего дня. Понимая это, наша компания уже несколько лет работает в этом направлении. Еще в 2019 году мы совместно с партнерами начали тестировать систему автопилота. И уже сегодня отдельные ее элементы пошли в серию и интегрированы в конструкцию трамваев моделей 71-932 “Невский“, 71-923 М “Богатырь М“ и 71-931 М “Витязь М“, которые наша компания поставляет в Санкт-Петербург», — рассказал Александр Дубровкин.
В «Горэлектротрансе» отметили, что система автопилотирования трамвая будет повышать уровень своего интеллекта постепенно, переключая на себя все больше функций управления движением и оставляя за водителем задачи контролера, включая безусловное право вмешиваться в процесс управления. Сроки появления версий автопилота с более высокими уровнями автономности, график проведения тестирований и испытаний, а также другие этапы реализации проекта будут определены после завершения подготовки и согласования его общего плана.
«Полностью беспилотный режим управления трамваем в любом случае будет реализован, когда участники проекта станут уверены в его надежности и соответствии заявленным в техническом задании характеристикам, а также после выполнения всех необходимых этапов испытаний, тестирования систем беспилотного трамвая и их сертификации. Помимо проблем, связанных с движением транспорта, системы управления с полной автономностью помогут решить один из ключевых вопросов в сфере городского электротранспорта — кадровый. Разработка беспилотного городского транспорта повлечет за собой появление новых, более совершенных и значимых профессий, таких как бортинженер, следящий за порядком, безопасностью и работоспособностью аппаратуры и агрегатов трамвая», — заключили в «Горэлектротрансе».
Робот «Валли» против засоров
В августе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на своем официальном сайте предупредило горожан о том, что засоры в системе водоотведения зачастую происходят из-за сброса в нее посторонних предметов. В результате для того, чтобы устранить один засор иногда приходится привлекать дополнительные силы и технику. В особо сложных случаях на помощь приходит специализированное устройство для теледиагностики — робот-вездеход «Валли», который оборудован четырьмя колесами и видеокамерой.
«Специалист с помощью пульта управляет роботом и видит изображение, которое транслирует “Валли” со своей камеры. Если диаметр сети слишком мал даже для робота, то бригада использует камеру, которая работает по принципу эндоскопии (осмотр при помощи оптического прибора, — прим. ред.)», — уточняется на сайте предприятия.
Коммунальщик на гусеничном ходу
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин в своем Telegram-канале рассказал о коммунальном роботе на гусеничном ходу, которого разработала команда специалистов Polytech Voltage Machine Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Машина предназначена для уборки территорий от снега, грязи и пыли. Для ориентировки в пространстве беспилотник оснащен системой технического зрения, состоящей из двух лидаров (лазерный локатор, — прим. ред.), двух видеокамер, инерциальной навигации и спутникового позиционирования. Робот оснащен двумя электродвигателями, которые позволяют ему перевозить грузы массой до 150 кг и буксировать технику массой до 2 т. Робот состоит только из российских и китайских комплектующих. Длина устройства — 1,36 м, ширина — 1,2 м.
Оператор управляет машиной через интерфейс, где задается карта и точки, по которым робот должен передвигаться. Беспилотник самостоятельно, ориентируясь на сенсоры, курсирует по маршруту и объезжает препятствия, пояснил вице-губернатор.
На днях компания, мировой лидер рынка автобезопасности с компетенциями в областях автоматизации, роботизации и телематики анонсировала четвертый хакатон, который она организует в Петербурге для энтузиастов и программистов, увлеченных робототехникой и разработкой беспилотного транспорта будущего для движения в умных, безопасных и комфортных городах будущего. «Цель хакатона — создать прототип наземного беспилотного транспорта, решающего повседневные задачи передвижения в городской среде», — уточняется в пресс-релизе компании.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.