Контроль оплаты проезда
Санкт-Петербург одним из первых в России внедрил систему электронного контроля оплаты проезда на транспорте, что позволило оформить на электронные транспортные карты льготные и не льготные проездные билеты длительного пользования. Как рассказали «Телеспутнику» в городском комитете по транспорту, именно в Северной столице впервые в стране появился единый электронный билет, который сегодня записывается на карту «Подорожник» и работает по принципу «кошелька». Кроме этого, петербургский метрополитен первым в РФ внедрил оплату проезда с использованием банковских карт.
В соответствии с рейтингом регионов России по итогам 2022 года Санкт-Петербург получил наивысшую оценку по достижению трех основных показателей «цифровой зрелости» в сфере транспорта. Весь общественный транспорт в мегаполисе оснащен устройствами системы электронного контроля оплаты проезда, оборудованием для приема различных средств безналичной оплаты, системами видеонаблюдения, бортовым навигационно-связным оборудованием.
Пассажиры могут видеть, где находится нужный им транспорт, и когда он приедет на остановку, при помощи созданного в 2022 году Портала общественного транспорта. Он объединяет в себе актуальную информацию о действующих в городе маршрутах, сведения о перевозчиках, остановочных пунктах и тарифах на проезд. При помощи портала пассажир может спрогнозировать время прибытия своего автобуса, трамвая или троллейбуса и построить наиболее удобный маршрут. Помимо этого, на сервисе отображаются все оперативные изменения в движении транспорта. Портал адаптировали для работы на мобильных устройствах.
Личный кабинет пассажира
В мае 2023 года в городе запустили Личный кабинет пассажира общественного транспорта. Благодаря ему пассажиры могут получать информацию о совершенных поездках по проездным билетам, а также формировать отложенный платеж на Единый электронный билет на карте «Подорожник». Регистрация в Личном кабинете пассажира возможна на сайте проекта.
За первое полугодие 2024 года в Личном кабинете пассажира зарегистрировались 24 002 человека. Они совершили 44 370 отложенных пополнений единого электронного билета, записанного на «Подорожник», а всего с начала текущего года зарегистрированные и незарегистрированные пользователи провели 84 765 подобных операций. Общая сумма пополнений составила свыше 35 млн рублей. Средняя сумма пополнения составила 417,58 рублей.
За весь период работы Личного кабинета в нем зарегистрировалось 88 425 пользователей, общее количество пополнений составило 234 716 транзакций, общая сумма пополнений — свыше 89 млн рублей, средняя сумма пополнения — 380,22 рублей.
Активировать сформированный в Личном кабинете отложенный платеж можно во всем подвижном составе городского общественного транспорта.
В первом полугодии 2024 года при помощи «умных» валидаторов в наземном транспорте совершено 1 867 419 активаций на сумму 758 626 275 рублей.
В рамках развития Системы электронного контроля оплаты проезда разработано мобильное приложение, которое позволит оплачивать проезд с использованием виртуального проездного билета. На текущий момент в приложении реализовали самый популярный среди пассажиров общественного транспорта Северной столицы проездной билет — виртуальный «Подорожник».
Сейчас новый сервис проходит тестирование в подвижном составе наземного транспорта. При этом расплатиться в транспорте приложением до запуска его в опытную эксплуатацию невозможно.
После запуска мобильного приложения при его помощи пассажиры смогут в онлайн-режиме приобретать и пополнять «Подорожник», просматривать истории платежей и поездок. Также будут доступны все возможности Портала общественного транспорта, посредством которого удобно строить маршрут из точки «А» в точку «Б», узнавать актуальную информацию о действующих маршрутах, расписаниях и способах оплаты проезда в городском транспорте.
Запуск опытной эксплуатации приложения пассажирами в общественном транспорте Петербурга запланирован на осень 2024 года. Для оплаты проезда гражданам необходимо будет при входе в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или в метрополитен приложить мобильный телефон к валидатору/турникету вместо карты.
Главным преимуществом виртуального проездного стало отсутствие необходимости обращения в кассу или активации билета после его онлайн-покупки. Приложение будет доступно для всех устройств: для оплаты проезда на iPhone будет использоваться QR-код, а на Android — технология NFC либо QR-код. В перспективе в мобильном приложении планируется реализовать возможность в онлайн-режиме оформить уже все виды проездных билетов, включая льготные.
«Парковки Санкт-Петербурга»
В рамках развития и использования платного парковочного пространства в Петербурге с 2015 года функционирует мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга». Сегодня его пользователями являются свыше 1,22 млн человек. Уже больше двух лет данный онлайн-сервис остается самым популярным способом оплаты платной парковки в историческом центре Северной столицы — на него приходится свыше 60 % от всех оплат.
По данным петербургского комитета по транспорту, за первое полугодие 2024 года автомобилисты совершили более 6 млн парковочных сессий через мобильное приложение. В 2023 году через приложение оплатили более 8 млн парковочных сессий.
Приложение «Парковки Санкт-Петербурга» отличает ряд преимуществ, среди которых выделяются удобство дистанционной оплаты, понятный интерфейс, гибкость обращения с временем парковочной сессии, доступность пополнения счета банковской картой, возможность добавления нескольких номеров автомобилей, настройка оповещения истечения оплаченного времени парковочной сессии.
При помощи приложения сегодня можно увидеть информацию об эвакуации транспортных средств. Присутствует и инструкция по возврату автомобиля со штрафстоянки, изменено отображение парковочных мест. В сервисе предусмотривается возможность вносить правки в государственный регистрационный знак автомобиля и номер парковочной зоны, работает поминутная оплата со второго часа.
В перспективе в части совершенствования мобильного приложения «Парковки Санкт-Петербурга» ожидается:
— реализация возможности информирования пользователей-резидентов о нахождении в зоне парковки и выезде из зоны парковки, в границах которой действует выданное парковочное разрешение, посредством уведомлений. Если льготное парковочное разрешение или абонемент, оформленные на автомобиль, не действуют в выбранной зоне, то в интерфейсе мобильного приложения должно отображаться соответствующее уведомление;
— разработка механизма автоматического продления парковочной сессии, запущенной пользователем. Будет реализована возможность управления автопродлением сессии при ее запуске;
— создание функционала по информированию пользователей парковочного пространства в мобильном приложении о языке ввода сведений о государственном регистрационном номере автомобиля;
— создание функционала по ведению номенклатуры поддерживаемых мобильных устройств и магазинов приложений;
— создание функционала по отображению информации о перехватывающих и городских автостоянках;
— создание функционала по настройке отображения парковочных мест
для людей с ограниченными возможностями;
— создание функционала по добавлению описания транспортного средства;
— создание функционала по направлению пользователю push-уведомления об эвакуации;
— создание функционала по подтверждению государственного регистрационного номера транспортного средства перед открытием и оплатой парковочной сессии в мобильном приложении;
— создание функционала по отображению новостных записей в мобильном приложении;
— добавление функционала оплаты парковки посредством СБП и Яндекс Pay;
— создание функциональной структуры оплаты штрафов посредством личного кабинета портала «Парковки Санкт-Петербурга»;
— создание функциональной структуры оплаты парковочных разрешений в личном кабинете портала «Парковки Санкт-Петербурга».
Установить приложение «Парковки Санкт-Петербурга» на смартфон можно в пару кликов. Например, по QR-коду, который присутствует на информационных щитах в зоне платной парковки. Сервис также доступен для скачивания на цифровых платформах App Store и Google Play. Чтобы войти в приложение или зарегистрироваться в нем, необходимо указать номер телефона и дождаться ответного СМС-сообщения с кодом.
Платформа управления транспортной системой
Будущее цифровизации транспорта также в создании единой интеллектуальной системы, использующей инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами.
Поэтому сейчас комитет по транспорту Санкт-Петербурга ведет работу над созданием Единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). С 2022 по 2023 год специалисты провели работы по проектированию системы. В период с 2024 по 2026 год будет реализовываться первая очередь развития ЕПУТС — в каждый год свой законченный функционал системы, позволяющий его эксплуатировать.
«Сейчас идет работа по созданию интеллектуальной транспортной системы, которая будет включать в себя большое количество взаимодействующих между собой кластеров. Это в том числе и информирование людей — не только через мобильные приложения, но и через рекламные медиаконструкции. Это увязывание между собой интенсивности пассажиропотоков и регулирования светофоров. Для того, чтобы все это заработало, необходимо, чтобы большое количество горожан подключалось к различного рода городским онлайн-сервисам. Помимо того, что это создает удобные вариации для пользователей дорог (пассажиров и водителей), это еще позволяет следить за транспортными пассажиропотоками в онлайне и корректировать работу того же светофорного хозяйства в онлайне», — пояснил «Телеспутнику» независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
Он добавил, что когда все это увяжется, то автобус, который везет 100 человек, получит приоритет на светофорном объекте, даже если он будет подъезжать со своего направления один, потому что с другого направления подъехало 20 автомобилей, но в них находятся всего 20 человек. Автобус в данном случае гораздо важнее.
«Чем больше будет удобных онлайн-сервисов для горожан, тем будет лучше. Потому что это еще и создает оперативную картину управления транспортными потоками», — подытожил Попов.