Первым на это обратило внимание издание DTF, сославшееся на сообщения в профильных форумах и группах в социальных сетях.
Завод был построен в 2006 году, Sony приобрела его в 2011 году, он стал четвертым местом производства Blu-ray для корпорации в мире, пишет «Коммерсант». Согласно финансовой отчетности, в 2019 году выручка ООО «Наос» (принадлежит Sony DADC) составила 1,68 млрд рублей, чистая прибыль — почти 40 млн рублей.
Как уточнил изданию генеральный менеджер PlayStation (принадлежит Sony) в России Сергей Клишо, Sony лишь один из издателей, который производил диски на этом заводе. По его словам, PlayStation не имеет отношения к решению о закрытии производства. «За последние годы сильно вырос объем продаж цифровых копий игр, что сказалось на объеме рынка физических копий. Это естественный процесс и выбор большинства потребителей», — пояснил он. Сергей Клишо добавил, что физические копии продолжат продаваться на российском рынке, а диски будут импортироваться с завода в Австрии, который обслуживает большинство европейских рынков.
По данным GfK, после пиковых 2013 и 2014 годов, когда продажи физических копий игр в штуках в России преодолевали отметку 3 млн в год, их объем стал снижаться, а затем показал небольшой рост: в 2018-м было продано 2,07 млн, в 2019 году — 2,08 млн копий. Последние три года больше половины этого рынка обеспечивают игры для PlayStation 4. «Большинство физических копий игр, которые Sony продавали в России в последнее время, поступали из Европы. Так что закрытие завода практически никак не скажется на рынке», — убежден руководитель направления гейминга GfK Алексей Титаренко.
Спрос на игры на физических носителях стабилен, заверили в «М.Видео-Эльдорадо». Ретейлер оценивает общие продажи игр для приставок Microsoft, Nintendo и Sony в России в первом полугодии 2020-го примерно в 800 тыс. штук, причем 80% консольных игр приходится на PlayStation 4.
На Ozon в апреле—мае текущего года продажи игр на носителях выросли более чем на 243% к началу года. В июне они удвоились относительно начала года, сообщил руководитель направления «Электроника» в Ozon Алексей Кузьмин.
Закрытие завода, вероятно, не скажется на сроках поставок и ценах игр на дисках в России, считает аналитик «Марвел-Дистрибуции» Антон Фомин. Партии готовятся к отправке минимум за четыре месяца до старта продаж, объем их легко планируется, поскольку зависит от предзаказов ритейлеров, отмечает он.
«Покупка Blu-ray превратилась в развлечение для коллекционеров, и новой техники для воспроизведения этого формата дисков не выпускается. Для Sony обслуживать столь маленькую аудиторию неинтересно, ведь продажи Blu-ray не оправдывают даже минимальных ожиданий», — говорит главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.
Президент CD Land Юрий Цейтлин тоже связывает закрытие завода с отсутствием спроса. С приходом онлайн-кинотеатров, которые предоставляют фильмы и сериалы в отличном качестве, в Blu-ray пропал смысл, убежден он.