Триколор ТВ «Спутниковый интернет»
 

Как операторы справляются с нагрузками на сети в ходе карантина

16.04.2020 > 16:20
Как операторы справляются с нагрузками на сети в ходе карантина
Фото: Shutterstock
Режим самоизоляции, в котором вынужденно оказалось большинство жителей России в конце марта 2020 года, резко увеличил потребление услуг связи и нагрузку на сети операторов. Опрошенные «Телеспутником» телеком-компании признали, что рост пользовательского трафика усложнил их работу, но заверили, что справляются с перегрузками.

Потяжелевшее видео

В начале апреля текущего года, когда в стране уже действовал режим нерабочих дней из-за пандемии коронавируса, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев направил операторам и видеоплатформам письмо, в котором попросил оптимизировать «размещаемый в сети контент». «Нагрузка на сеть связи по причине массового перехода абонентов на дистанционные методы работы и обучения, а также использования стриминговых сервисов имеет тенденцию к увеличению», — цитировало РБК обращение министра. Операторам предложили ограничить качество видео в приложениях до формата 720p, в плеерах веб-браузеров — до 1080p.

Еще до письма Минкомсвязи рост нагрузки на инфраструктуру признал глава МТС Алексей Корня, который тоже попросил оптимизировать видеотрафик — главную причину роста загруженности сетей — но не коллег-операторов, а самих потребителей. «Хотел бы призвать вас к осознанному обращению с контентом в сети. Это не значит, что вам нужно отказаться от просмотра фильмов онлайн или участия в видеоконференциях в рамках удаленной работы. Я говорю о том, что в текущей ситуации можно воздержаться, например, от пересылок веселых, но “тяжелых” по объему видео в мессенджерах десяткам своих контактов. Когда количество таких видео растет в прогрессии — это создает необязательную, но значительную нагрузку на инфраструктуру операторов. Мемы и хорошее настроение — это важно, но сейчас к потреблению контента в сетях нужно подойти ответственно!», — заявил Алексей Корня в открытом письме, направленном пользователям 26 марта 2020 года, на следующий день после объявления общенационального режима нерабочих дней. Еще до того, как большая часть предприятий отправила работников по домам или перевела на удаленную работу, глава МТС заявил о росте нагрузки на сеть при пользовании домашним интернетом в крупных городах, в особенности в Москве, где в фиксированных сетях трафик увеличился на 30%.

В дальнейшем рост нагрузки на сеть продолжался, и только к середине апреля стало можно говорить о некой стабилизации потребления трафика.

«Рост нагрузки на сеть действительно есть. Например, мы видим, что вырос объем традиционных голосовых звонков: по данным на 13 апреля, зафиксирован рост дневного показателя на 6% по России по сравнению со средним уровнем для понедельника. Также мы фиксируем рост и в потреблении мобильного интернета, на 2%», — сообщили «Телеспутнику» в пресс-службе «ВымпелКома» (бренд «Билайн»). В компании рассказали также о постоянном росте потребления проводного интернета во всех городах присутствия фиксированного ШПД «Билайна» — в апреле на 24% в сравнении с мартом. «При этом активным спросом пользуются как продукты “ШПД + ТВ”, так и конвергентный продукт, объединяющий мобильную связь, проводной интернет и ТВ», — добавили в операторе.

Пресс-служба «МегаФона» сообщила о росте потребления онлайн-видео и цифрового телевидения «МегаФон ТВ» на 30% — оно произошло в конце марта — первой половине апреля.

В пресс-службе Tele2 «Телеспутнику» сообщили о том, что к середине апреля голосовой трафик в сети оператора увеличился по сравнению с началом марта на 19%, а потребление услуг в области данных выросло по сравнению со «спокойными» неделями марта на 17%. Тип потребления контента стабилизировался в первую нерабочую неделю, с 30 марта по 5 апреля, и пришел в равновесное состояние, пояснили в Tele2. Представитель оператора назвал колебания нагрузок «драматическими», добавив, что это связано с исключительными внешними событиями. «В первые минуты сразу после обращения президента РФ к нации 2 апреля мы отметили двукратный рост голосового трафика — в ряде регионов значения выше, чем в новогоднюю ночь. Максимальные значения на 85% превысили пики предыдущих дней. Эта тенденция наблюдалась по всей России. В целом же суточное потребление голосового трафика 2 апреля выросло на 45% по сравнению с предыдущим днем», — рассказали в Tele2. В «МегаФоне» подсчитали, что второе обращение президента одновременно смотрели на платформе «МегаФон ТВ» 140 тыс. пользователей.

В «Ростелекоме» отметили рост общего интернет-трафика на 18%, в зависимости от региона увеличение составило до 25%. Правда, снижается трафик из офисов, что компенсирует рост трафика из домохозяйств, уточнил представитель оператора. Отчасти рост нагрузки вызвали действия самого «Ростелекома», который постарался позаботиться о людях, «которые находятся дома не по своей воле, но чувствуют себя в информационной и культурной изоляции». Оператор открыл в видеосервисе Wink бесплатный доступ к отечественным фильмам, сериалам, мультфильмам, детскому образовательному контенту, что привело к резкому — в 8—10 раз — росту просмотра контента из видеотеки.

«Начиная со второй половины марта в целом по холдингу мы фиксируем всплеск подключений новых пользователей и рост интернет-трафика. В основном за счет развлекательных сервисов, цифрового телевидения, мессенджеров и социальных сетей», — сообщили в «ЭР-Телеком Холдинге» (бренд «Дом.ru»), связав рост трафика с соблюдением своими клиентами рекомендаций больше находиться дома. Общий рост трафика в сетях «ЭР-Телеком Холдинга» в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 35—40%, в основном за счет стриминга. Показатель телесмотрения также увеличился — на 26% по сравнению с началом марта.

Фото: Shutterstock

Операторы держат удар

Опрошенные «Телеспутником» операторы заявили, что справляются с повышенной сетевой нагрузкой, хотя это и требует от них дополнительных усилий. Главную сложность представляют собой ситуации единовременного массового потребления услуг, как после обращения президента.

«Нагрузка на сеть холдинга за последнюю неделю заметно увеличилась, но мы были к этому готовы. Наши технические специалисты проводят необходимые работы по обеспечению качества и доступности наших сервисов», — сообщили в «ЭР-Телеком Холдинге», напомнив, что сам по себе рост потребления не является для оператора чем-то из ряда вон выходящим: в целом объем трафика в сети растет до 20% ежегодно, а в настоящее время продолжаются работы по расширению емкости сети. Поэтому в компании не зафиксировали роста числа сетевых сбоев по сравнению с обычным временем. «Показатели аварийности находятся на уровне прошлых периодов. Рост инцидентов в весенне-летний период обусловлен в основном человеческим фактором, механическими повреждениями магистральных каналов связи строительной техникой. Со своей стороны мы стремимся сократить время устранения инцидентов, в том числе за счет расширения резервирования каналов связи», — подчеркнул представитель «ЭР-Телеком Холдинга».

В Tele2 «Телеспутник» заверили, что инфраструктура оператора оказалась готова к новым реалиям. «Наши сети с точки зрения емкости и пропускной способности рассчитаны на изменение модели трафика. Она изменилась прежде всего в разрезе геопозиционирования. Из центра городов часть трафика сместилась в спальные районы — мы скорректировали настройки сети в соответствии с этими изменениями», — пояснили в пресс-службе оператора. Текущие нагрузки на сеть в компании не считают уникальными, объясняя, что мобильные операторы ежегодно, например в период новогодних праздников или во время массовых мероприятий, адаптируют инфраструктуру к новой модели потребления.

Главную сложность представляют собой ситуации единовременного массового потребления услуг, как после обращения президента.

В «Ростелекоме» для масштабирования инфраструктуры с учетом роста объемов трафика пошли на «определенную перебалансировку инвестиционной программы», признал представитель оператора. «Для трафика передачи данных внутри России создан солидный запас сетевой прочности. Доступ к интернет-ресурсам, которые хостятся в России, в отечественных дата-центрах стабильный. Другое дело, что некоторые сторонние онлайн-сервисы (не “Ростелекома”), серверные мощности, на которых они расположены, могут сталкиваться с перегрузками, что замедляет их работу», — рассказали в компании. В «Ростелекоме» добавили, что оператор вынужден принимать оперативные меры по расширению пропускной способности в направлении важнейших европейских точек обмена трафиком, поскольку выявилась потребность в этом.

Стремясь минимизировать задержки в телетрансляциях для пользователей в отдаленных регионах, «МегаФон» в начале апреля запустил собственное решение Multi-CDN в дополнение к работающей системе доставки контента, в которую включено 17 дата-центров. Multi-CDN — это платформа кеширования данных общей пропускной способностью 400 Гбит/с, она позволяет абонентам получать видеоконтент с серверов, расположенных в непосредственной близости от региона их проживания. Заметнее всего запуск кеширования скажется на пользователях Сибири и Дальнего Востока. По словам генерального директора компании «МегаЛабс» («дочка» «МегаФона») Андрея Кушнарева, такая пропускная способность позволит большому количеству пользователей комфортно просматривать контент даже при повышенной нагрузке на сеть.

В «Билайне» не стали раскрывать предпринимаемые меры в условиях роста нагрузки, отметив лишь, что «специалисты технической дирекции ведут работу по повышению надежности сети с учетом экспоненциально растущего трафика». «Рассчитываем справиться с этим вызовом, но важна поддержка, в том числе и в плане беспрепятственного доступа технических специалистов на внешние площадки», — подчеркнул представитель оператора.

В «ЭР-Телеком Холдинге» говорят, что технические сотрудники в составе аварийно-восстановительных бригад работают в особом режиме, 24/7. Увеличился объем работы и у сотрудников фронт-офиса оператора: число обращений в контакт-центр выросло на 30%, а основные вопросы клиентов связаны с настройкой и подключением дополнительного оборудования — Wi-Fi-роутеров и ТВ-приставок.

_________________________
Все Статьи
Триколор ТВ «Спутниковый интернет»

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».