11 апреля Госдума приняла этот законопроект во втором чтении, сообщает «Парламентская газета».
Законопроект подразумевает создание единого центра мониторинга и управления российским трафиком, установление государственного контроля за трансграничными точками обмена трафиком и создание собственной системы контроля доменных имен. Также реализация этого законопроекта подразумевает снятие с операторов ответственности за блокировку запрещенного контента и передача этих полномочий в руки единого государственного органа — предположительно Роскомнадзора.
Помимо перечисленного в поправках оговорено, что аппаратуру контроля операторам связи предоставит Роскомнадзор, пишет РБК. VC.ru обращает внимание на то, что итоговая редакция обязывает использовать российскую криптографию только на сетевых ресурсах государственных органов и информационных систем. Согласно первой редакции это были обязаны делать и информационные агрегаторы — например, Яндекс и «ВКонтакте», поправки избавляют их от этой необходимости.
Еще одна важная поправка: если у клиента пропала услуга в результате сбоя оборудования контроля трафика, то оператор не отвечает за это перед клиентом. Правда, из текста закона остается непонятным, кто же в этом случае компенсирует клиенту созданное неудобство.
Но при этом в законопроекте отсутствует четкое определение моделей угроз и критических ситуаций, в которых контроль за Рунетом переходит в руки государства. Это, а также регламент действий в критических ситуациях, механизмы взаимодействия контрольных организаций и участников рынка Правительство должно определить при помощи подзаконных актов.
Стоимость реализации законопроекта оценивается в 30 млрд рублей по оценке РБК. При этом, в зависимости от тех или иных поправок и подзаконных актов она может и вырасти. Например, если в бюджете проекта будет учтена не только установка контролирующего оборудования операторам, но и расходы на его обслуживание.
Генеральный директор «ОрдерКом» Дмитрий Галушко в своем комментарии «Коммерсанту» отмечает, что данный законопроект по сути дублирует уже принятый, но фактически не работающий закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Он отмечает, что бюджетные средства можно направить на реализацию существующего закона.
_________________________ _________________________