TelecomDaily собрал ключевые моменты для отрасли в ежегодном обзоре.
Что из себя представляет рынок?
Главным потрясением для индустрии интернет-видео стал не столько уход западных кинотеатров (Netflix занимал считанные проценты в объеме рынка), сколько отказ мейджеров поставлять новый контент российским зрителям. Отчеты аналитиков фиксируют спад на рынке в середине года, который, тем не менее, стал нивелироваться по мере того, как российские игроки сориентировалась в ситуации.
В итоге, в третьем квартале 2022 года, по данным GfK, у российских онлайн-кинотеатров выросло количество зрителей: подписка была оформлена у 44% горожан, платная подписка — у 30%. Аналитики зафиксировали, что число платящих за подписку вернулось к показателям начала года несмотря на уход таких игроков, как Netflix и Megogo. По данным GfK, в тройку лидеров по числу зрителей вошли «Кинопоиск», Ivi и Wink.
В деньгах ситуация немного иная: рынок оценили аналитики «ТМТ Консалтинг»: по их мнению, он вырос на уверенные 29% до 25,6 млрд руб. за первое полугодие. Правда, эта методика учитывает только неоператорские сервисы видео по запросу (не учитываются Wink «Ростелекома», Kion от «МТС», видеопорталы, сайты телеканалов).
По собственным данным TelecomDaily, за тот же период доходы онлайн-кинотеатров составили 25,9 млрд руб. (без НДС). Заявленная сумма всего на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года: при этом платная модель с оформление подписки выросла на 12% до 23,1 млрд руб., а вот рекламная потеряла 30% и составила 2,8 млрд руб.
В поисках контента
Главным вызовом для онлайн-кинотеатров в 2022 году стало обновление видеоконтента. Не все западные фильмы пропали в одночасье, но с правами на показ, особенно в части новинок и премьер, возникали сложности. Игроки не растерялись и обратили внимание на контент, производимый в других странах. В частности, турецкое и корейское кино.
Кроме того, набирал обороты тренд на производство оригинального детского контента. Так, «Триколор» в конце апреля запустил первый телеканал собственного производства для детей под названием «ТипТоп». А в середине декабря, взамен покинувшего рынок Disney появился семейный телеканал «Солнце». Очевидно, что на этом поиски нового контента не закончатся.
Перестановка сил на рынке
Концентрация внезапных поворотов сюжета на рынке привела к тому, что ряд игроков приняли решение о дальнейшем совместном развитии: это и понятно, так развиваться намного проще, ресурсов больше, а для обновления контент-библиотек их нужно много.
Концентрация внезапных поворотов сюжета на рынке привела к тому, что ряд игроков приняли решение о дальнейшем совместном развитии: это и понятно, так развиваться намного проще, ресурсов больше, а для обновления контент-библиотек их нужно много.
В апреле «МегаФон» и основатели Start объявили об объединении своих онлайн-кинотеатров. До 2022 года «МегаФон» развивал для своих абонентов два видеосервиса: Start («МегаФон» владеет 50% акций) и «МегаФон ТВ», который играл роль видео-маркетплейса с широким ассортиментом. Start стал единой площадкой.
На этом громкие сделки не закончились. В июле стало известно о том, что «Ростелеком» и НМГ объединяют онлайн-кинотеатры: видеосервисы Wink и more.tv образуют совместное предприятие. «Ростелеком» получит в СП 70%, а НМГ — 30% уставного капитала. Объединенный бизнес продолжил работу под брендом Wink.
Как все это сказалось на зрителях?
Успех онлайн-кинотеатров измеряется не только деньгами и количеством подписчиков, но и лояльностью аудитории. TelecomDaily внимательно следит за настроениями пользователей.
По состоянию на июнь, среди самых популярных (узнаваемых) кинотеатров зрители назвали четыре российских компании (Ivi, Okko, «Кинопоиск» и Premier) и одну международную (Netflix), которая уже ушла с отечественного рынка. Все указывает на то, что российские онлайн-сервисы продолжат динамично обмениваться зрителями, игроков с непоколебимыми позициями пока нет — а в выигрыше останутся те, кто сможет привлечь и удержать собственную лояльную аудиторию. Например, зрители Premier и «Кинопоиск» чаще других рекомендуют свой кинотеатр.
Как будет дальше развиваться рынок, не берется загадывать никто, но уже просматривается тренд на укрупнение долей рынка оставшихся на нем компаний и дальнейшие эксперименты с производством оригинального видео.