На телеком-рынке грядет усиление монополизации. Этому способствует потеря многими компаниями дохода из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, пишут «Известия» со ссылкой на отраслевых экспертов.
Операторы связи с 31 августа по 25 сентября недополучили 40% дохода, если сравнивать с обычным уровнем, следует из мониторинга отраслевых потоков Центробанка. Ситуация в мире с коронавирусом влияет и на телеком-рынок — цены на связь и интернет до конца года вырастут еще на 5%, прогнозируют эксперты.
Представители «Ростелекома», «МегаФона», «Акадо» и «ЭР-Телекома» отметили, что на данном этапе не фиксируют сокращения платежей от абонентов.
Источник в одном из крупных провайдеров отметил, что в условиях действия ограничений, перехода на удаленную работу и онлайн-образования существенно выросли требования клиентов к качеству и стабильности доступа в интернет, а также к обслуживанию. Небольшие операторы не всегда могут обеспечить его должный уровень и непрерывность обслуживания, поэтому часть клиентов переходит к крупным провайдерам, заметил он.
Еще один собеседник «Известий», близкий к крупному оператору, рассказал, что снижение покупательской способности населения и последствия пандемии стимулируют население, особенно в регионах, к экономии по всем направлениям. Это приводит к тому, что абоненты все больше переключаются на дешевые тарифы, а также чаще отказываются от дополнительных сервисов. У операторов широкополосного доступа в интернет наблюдается тренд на подключение одной услуги — интернета или телевидения. Комплексные предложения пользуются спросом только при существенной скидке, добавил он.
Финансовая нагрузка на операторов связи планомерно растет, отметил генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. Он напомнил, что они, например, несут расходы по выполнению требований так называемого закона Яровой, согласно которому операторы должны хранить весь интернет-трафик своих абонентов за 30 суток, что требует специализированного и дорогостоящего оборудования. Также не исключено, что провайдеры будут платить управляющим компаниям за доступ к инфраструктуре дома для размещения сетей связи. Эта инициатива сейчас прорабатывается.
В условиях недополучения компаниями доходов перед ними встает выбор — либо объединиться с более крупным игроком, либо закрыть свой бизнес. Выживать поодиночке локальным игрокам становится все труднее, добавил аналитик.
По оценке Дениса Кускова, сегодня на рынке не более 20 операторов, количество клиентов которых насчитывает десятки тысяч. Остальные компании, абонентская база которых не превышает 10 тыс., сейчас находятся в шатком положении, пояснил аналитик.