Аналитики делят рынок на шесть сегментов: речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing — обработка естественного языка), а также группа «ассистенты, навыки, прочее», причем два последних сегмента до 2025 года покажут наиболее существенный рост, уточняет «Коммерсант».
В качестве самостоятельного сегмента также выделены решения для госзаказчиков, которые являются самым крупным потребителем разговорного ИИ. В данном сегменте лидирует группа компаний ЦРТ (в составе Сбербанка, разрабатывает интеллектуальные решения на основе речевых технологий, голосовой биометрии и распознавания лиц) — более 80% выручки, оцениваемой в 1 млрд рублей в год, приносят ей госконтракты, говорится в исследовании.
К другим крупнейшим игрокам рынка Just AI относит себя с годовой выручкой в 500 млн рублей. Далее идут компании с доходом свыше 200 млн рублей: Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро». В группе компаний с годовой выручкой более 100 млн рублей аналитики отметили «Наносемантику» (NLP/NLU/DM-платформы), Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации). В целом на рынке представлено более 100 компаний, включая небольшие стартапы.
Вопреки выводам Just AI, в структуре выручки ЦРТ от проектов в области разговорного ИИ преобладают сделки для коммерческого сегмента, возражает гендиректор этой группы компаний Дмитрий Дырмовский. Он согласен с оценками рынка, но прогнозируемые темпы его роста могут оказаться на 15% ниже, предупреждает Дырмовский.
Среди коммерческих заказчиков такие продукты наиболее интересны ретейлерам, банкам, телеком-компаниям и компаниям сферы электронной коммерции, говорят опрошенные изданием эксперты. Разговорный ИИ уверенно продолжает вытеснять традиционный человеческий ресурс из кол-центров, и это будет основным драйвером рынка в сегменте B2B, отмечает исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин.
Рост рынка также обеспечит увеличение объемов данных для обработки и появление новых средств работы с ними, прогнозирует руководитель направления Industry X Accenture в России Антон Епишев.
Технологии разговорного ИИ развивают многие небольшие компании, указано в исследовании. Крупным игрокам уже неинтересно консолидировать мелких, а у последних мало уникальных технологий, поэтому для них могут быть актуальны «интересные партнерства» между собой, считает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Мокрецов. Технологии голосовых роботов настолько востребованы, что места на этом рынке хватит как крупным компаниям, так и маленьким, уверен менеджер по развитию решений для контактных центров компании КРОК Дмитрий Песоцкий.
Ранее сообщалось, что SberCloud запустила сервис речевых технологий на основе ИИ.