img13 августа 2019 в 17:00

Владимир Менщиков, установщик из Иркутской области: «Время 4К еще придет»

Как обстоят дела на рынке установок приемного спутникового оборудования в Братском районе Иркутской области, «Телеспутнику» рассказал установщик из этого города Владимир Менщиков.

Как обстоят дела на рынке установок приемного спутникового оборудования в Братском районе Иркутской области, «Телеспутнику» рассказал установщик из этого города Владимир Менщиков.
Как давно вы работаете на рынке?
В спутниковом телевидении я с 1996 года. Начинал ставить большие тарелки для приема с «Ямалов», потом появился «НТВ-Плюс». Я начал с ним работать, когда на Сибирь оператор еще вещал в тестовом режиме. Когда тестовый режим отключили и перешли на платное вещание, часть клиентов была недовольна, а мне приходилось отсылать их с вопросами в Москву.Со временем появились и другие операторы — и мы со всеми работали. С «Триколором» сотрудничаем с 2006 года. Также сейчас работаем с «Орионом» и МТС
Какую территорию обслуживаете?
Мы работаем в Братском районе Иркутской области. У меня четыре точки продаж: два магазина в собственности, еще два в аренде.В городе вместе с районом проживает чуть больше 250 тыс. человек. Мы выезжаем в радиусе 100—150 км от Братска. Дальше уже бессмысленно. Там есть свои умельцы, местные «дяди Васи» ставят антенны условно за бутылку, поэтому к нам клиенты редко обращаются. А если и обращаются, мы просим компенсировать расходы на дорогу. Клиенту это невыгодно.
Частные потребители на этой территории все еще интересуются спутниковым телевидением?
Честно говоря, этот интерес падает. За время работы в этом сегменте я наблюдал взлет и пик популярности спутникового телевидения в 2011—2013 годах, когда мы по одному только «Триколору» набрали 8,5 тыс. клиентов, еще около 600 по «Телекарте», были сотни по другим операторам. Сейчас интерес к спутниковому телевидению сокращается. Стартовых продаж почти не осталось, сохранились обмены, за счет них и живем. Что будет дальше — неясно.Ежемесячно «Триколор» присылает нам планы стартовых продаж, рассчитанные на основе предыдущих годов. И если в плане у нас стоит 30 установок в месяц, то в реальности получается порядка 10, то есть в три раза меньше. Для сравнения, в 2012—2013 годах на пике популярности у нас было за месяц до 220 установок только «Триколора».И по «Телекарте» то же самое. Я являюсь золотым партнером этого оператора, но уже вижу по нескольким месяцам 2019 года, что не добираю в следующем периоде даже до серебряного партнера. И лишение статуса — это палка о двух концах. Как у золотого партнера у меня есть определенные привилегии: я могу со скидкой брать карты оплаты и оборудование. Как только лишусь статуса, мне будет невыгодно с ними работать, соответственно в своих точках я уже буду меньше предлагать «Телекарту». То есть и оператору это тоже невыгодно. Уверен, в «Телекарте» уже думают, что с этим делать.
Многие из упомянутых тысяч подключенных клиентов возвращаются к вам за обслуживанием?
Пока что народ идет. Но он начинает овладевать технологиями — молодежь подсказывает, поэтому поток людей все меньше. Однако еще сохранились те, кому комфортнее заплатить нам, чем разбираться самостоятельно, на какой именно тариф того же «Триколора» в терминале надо внести оплату. ID они вбивать научились, но вот что делать дальше, понятно не всем. Очень многие вводят не ту сумму. У них в тарифе написано, допустим, «Единый 1500», но они умудряются положить на счет 1200 рублей, в результате там не хватает денег для оплаты годовой подписки и платные каналы исчезают. И хотя мы к терминалу оплаты не имеем никакого отношения, звонить в такой ситуации начинают именно нам. А мы им помочь не можем. После таких сложностей многие идут оплачивать следующий период к нам.На самом деле «Триколор» про оплату ничего не скрывает. Они все разъясняют на своем инфоканале. Только народ его не смотрит — этот канал для них как будто не существует. И получается, что мы на этом пока что зарабатываем — проводим платежи с небольшой комиссией. Хотя в целом количество продлений каждый месяц тоже сокращается.
Что смотрят зрители?
В основном Первый канал, «Россию 1», «Матч ТВ». Изредка переключаются на тематические каналы.
Вы продаете приставки для эфирной цифры?
Да, эфирная цифра у нас уже лет пять идет. Поначалу она не пользовалась большим спросом — я тогда довольно дорогие ресиверы продавал. Кто узнавал о цифре от соседей или из рекламы, которую я давал за деньги, покупал. Но спрос в целом был небольшой.Заметно оживились продажи в момент отключения аналогового вещания. Наша область попала в третий этап цифровизации, и в июне этого года было нечто. Обычно все ждут Нового года, чтобы реализовать свой план продаж. Но с этим июнем Новый год и рядом не стоял. Такие выручки на этих приставках были!У нас в ассортименте были приставки стоимостью от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, и брали весь ассортимент, а также антенны и сопутствующие товары. Мы не успевали все это привозить: я заказывал 200 антенн определенного типа, а мне отправляли только 50. Вплоть до того, что приходилось у перекупщиков брать — крутились как могли. Но отработали хорошо, никто не остался без телевидения.
Сильно ли повлияла цифра на ситуацию со спутниковым телевидением?
Некоторые действительно предпочли эфирную цифру спутнику — те, кто смотрел в основном федеральные каналы. Ключевой момент для них в том, что можно купить эту коробочку и никому не платить абонентскую плату.Допустим, человек приходит на обмен, про который где-то услышал. Мы ему говорим: «С вас 4 тысячи рублей». Он начинает считать: зачем покупать приставку за 4 тыс. и платить каждый год, например, 1,5 тыс., если можно за 1,5 тыс. взять DVB-T2-ресивер и смотреть все то же самое? Таких случаев уже много.Против спутника ведь еще играет и развитие кабельного телевидения. Кабельщики всегда с нами конкурировали, а теперь они дают вместе с телевидением доступ в интернет, который нужен уже и многим деревенским жителям. Так они сразу становятся очень сильными конкурентами. В итоге в городе сейчас почти нет спроса на спутник.
Есть ли у спутника преимущества по сравнению с наземными операторами?
Мне кажется, да. Я сам подключался и к разным спутниковым операторам, и к кабельным, чтобы сравнить качество на одном телевизоре. И на спутнике оно все-таки лучше, поскольку это первоисточник. Наземные операторы же тоже все со спутника получают, а потом перекодируют в свои форматы. Но когда пытаешься людям это объяснить, они не очень воспринимают.
А в момент перехода интерес к спутниковым операторам не подрос?
Кто заранее запланировал взять спутниковую приставку — тот брал. А среди остальных даже обмены уменьшились. Все брали эфирные приставки.
В вашем регионе есть потребители, которые интересуются 4К-телеканалами со спутника?
Народ приходит с такими запросами, но почему-то считает, что весь контент сверхвысокой четкости будет в интернете. Но проблема в том, что для просмотра 4К онлайн нужны такие скорости… Надо чтобы весь дом отключился, чтобы кто-то один посмотрел 4К-фильм. Пока, правда, интерес проявляет не более 2% аудитории.
Почему, на ваш взгляд, эта доля так мала?
Мне кажется, оборудования еще нет в достаточном количестве — это во-первых. А во-вторых, контента маловато. Те, кто подключили себе 4К в пакетах, жалуются, что большую часть контента можно за неделю изучить, а потом все повторяется и интерес пропадает. Да и привыкают они со временем — картинка уже не вызывает таких восторгов.Я думаю, время 4К еще придет. Аналогичная ситуация раньше была и с HD-каналами. Но сейчас они почти у всех. И я, например, «Матч ТВ» смотрю только в HD.
Чем вы еще занимаетесь, помимо продажи приставок для эфирной цифры и комплектов для приема спутникового телевидения?
Ставим спутниковый интернет.
Он пользуется спросом?
Спрос среди частных лиц минимален, потому что это дорогое удовольствие. В основном комплекты для спутникового интернета у нас берут нефтяники, лесозаготовители и прочие вахтовики. Им нужна «1С:Бухгалтерия» и в целом связь на вахте. К ним, кстати, мы выезжаем до 250 км — устанавливаем, обучаем. Они готовы это оплачивать.Надо сказать, что многие из них до сих пор пользуются спутниковыми телефонами, несмотря на космические суммы, которые приходится ежемесячно отдавать за связь. На фоне этих цифр, когда мы называем цену за установку интернета, они говорят, что все это пыль.
Как вы думаете, можно придумать услугу, которая могла бы возродить массовый интерес к спутниковому телевидению?
Мне кажется, только если придумать какой-то симбиоз телевидения с интернетом. Наверное, рано или поздно такой симбиоз действительно появится. Те же самые вахтовики с удовольствием вечером после работы звонили бы с помощью ТВ-приставки по видеосвязи своим родственникам, чтобы увидеться с ними лицом к лицу. Но пока сложно представить, как организовать эту услугу или просмотр видео по запросу через спутник. Эти сервисы потребляют столько трафика, что в существующем виде все это сильно ударит по карману.
_________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий