Эти телеканалы имеют востребованную у зрителей тематику. Наш партнер «Триколор» провел достаточно большую работу по составлению портрета целевой аудитории, изучил ее запросы и потребности, отследив их изменения после ухода иностранных телеканалов с рынка. В результате был отобран качественный контент.
«Лавстори» — это киносериальный телеканал. Для него мы закупаем контент из разных стран. Например, у турецких правообладателей приобрели наиболее интересные сериалы, съемки которых еще продолжаются. Таким образом, российский и турецкий зрители смотрят премьеры практически в одно время или с разницей в одну—две недели. Это уникальный случай на российском рынке.
«Советская киноклассика» транслирует контент Киностудии имени Максима Горького и «Ленфильма». В следующем году он выйдет в широкую дистрибуцию. Я уверен, что этот телеканал станет лидером телесмотрения в своем сегменте. Жанр советской киноклассики востребован аудиторией, причем не только людьми старшего возраста, которые ностальгируют по советскому прошлому, но и молодежью. Современное поколение тоже с удовольствием смотрит фильмы из золотого фонда советской классики. Весь контент телеканала является эксклюзивным. Это значит, что в ближайшие три года на российском рынке платного телевидения только наша телекомпания будет показывать эти фильмы.
Безусловно, с закупками есть сложности. Да, отказ иностранных правообладателей от сотрудничества с российскими компаниями и невозможность проведения валютных платежей стали серьезными вызовами. Но за последние полтора года мы научились преодолевать эти сложности. Кроме того, достаточно много независимых студий в странах Европы, Северной и Южной Америки готовы работать с нами. Поэтому острой проблемы с замещением контента ушедших правообладателей нет.
Правда, здесь нужно учитывать, что мы работаем в сфере тематического и развлекательного ТВ, в связи с чем геополитические события сказались на нас менее болезненно. С гораздо большими сложностями столкнулись те, кто работает в киносериальной нише. Хотя и в ней есть возможность приобрести турецкий, азиатский контент. Постепенно компании начинают предлагать его российскому зрителю. Думаю, что у него будут хорошие показатели телесмотрения. Здесь сложность состоит в другом — как перестроить цепочки поставок и платежей. Но и этот вопрос решается.
В России у контента мировых мейджоров есть лояльная аудитория, которая привыкла смотреть именно его. Исчезновение западных новинок из каталога вещателей и онлайн-платформ вызвало определенные сложности, поскольку возникла необходимость не только предложить зрителю контент других правообладателей, но и приучить смотреть его.
В профессиональной среде пошли споры о значимости ментальности — о том, насколько нам близок западный контент и насколько — азиатский. Географически Россия находится между Европой и Азией, поэтому аудитория поклонников азиатского контента у нас все-таки есть. Мы вынуждены менять подходы к отбору контента, не просто отвечая запросам аудитории, но и постепенно влияя на формирование ее запросов под тот контент, который предлагаем.
Проблема с удержанием аудитории стоит немного острее для киносериальных телеканалов, хотя достаточно большая категория зрителей любит азиатское, корейское, турецкое кино и сериалы. Но наша телекомпания представлена в первую очередь тематическими и развлекательными каналами, в сетке которых документальные, познавательные и развлекательные передачи. Проблема с удержанием зрительской аудитории в этих жанрах стоит не так остро, потому что здесь не особо важна география производителя контента.
У разных сегментов разная финансовая динамика. Уход с рынка прямых и косвенных конкурентов из числа иностранных телеканалов положительно сказался на оставшихся игроках рынка и позволил им занять некоторые освободившиеся ниши. Мы тоже запустили ряд новых проектов. Но события, происходящие в экономике, сложности с закупкой иностранного контента, с проведением валютных платежей, рост курса валют сказались на нас негативно. Решая проблему с закупкой, мы существенно нарастили объемы собственного производства. Но это тоже рост затрат.
Мы проживаем настолько турбулентный период, что прогнозировать сложно даже на полгода. Во время пандемии наблюдались сильные перекосы в телесмотрении: сначала всплеск потребления новостных каналов и отток аудитории у тематических, затем разгон в обратную сторону, когда люди устали от новостей и переключились на развлекательный контент.
Не успели оправиться от пандемии, как оказались в похожей ситуации в связи с известными геополитическими событиями. Но хлеб и зрелища нужны людям всегда. И мы несем зрелища под запросы зрителя. Уверен, тематическое телевидение останется не просто стабильным, а покажет тенденцию к росту в ближайшее время.