Затеянные Маском реформы оказались очень болезненными. Был сокращен штат Twitter, Inc. (аж на 50 %), включая руководителей, ответственных за безопасность и соблюдение законодательства, и это стало основанием для коллективного судебного иска. Расстались с частью модераторов, а также сторонних подрядчиков. Проблем добавила череда инцидентов с созданием фейковых аккаунтов, рост количества злоупотреблений после запуска платной подписки, а также противостояние с регулятором (Маск обещал, что топ-менеджмент Twitter не станет нести персональную ответственность за несоблюдение договоренностей с властями в части защиты конфиденциальности пользователей).
Похоже, что сам факт перехода Twitter под управление столь неоднозначной фигуры как Маск вызвал раздражение у многих людей. Согласно отчету платформы Bot Sentinel, которая в автоматическом режиме отслеживает активность в Twitter, с 27 октября по 1 ноября более 875 тыс. пользователей самостоятельно деактивировали свои аккаунты. Это более чем вдвое превысило обычные показатели соцсети. Эксперты предположили, что пользователи уходят с платформы в знак протеста, а также в связи с ростом этически неприемлемых сообщений: после вступления Маска в должность главы компании люди начали проверять Twitter на прочность, публикуя твиты непозволительного содержания, чтобы выяснить границы дозволенного. Так, согласно исследованию Network Contagion Research Institute, в течение нескольких часов количество расистских твитов выросло на 500 %. А поскольку сотрудники, отвечавшие за модерацию контента, были уволены, прекратить подобную активность оказалось невозможно.
Этот бардак обеспокоил крупнейшие рекламные агентства, которые обеспечивали Twitter основную выручку: IPG, GroupM и Omnicom Media Group. Они предупредили своих клиентов о том, что размещение рекламы на платформе отныне сопряжено с высоким риском, писало издание Platformer. Средства, затраченные Маском на покупку соцсети, необходимо возвращать. Однако в условиях, когда рекламодатели отказываются от сотрудничества, это становится все сложнее.
Средства, затраченные Маском на покупку соцсети, необходимо возвращать. Однако в условиях, когда рекламодатели отказываются от сотрудничества, это становится все сложнее
Наряду с экономикой проекта много вопросов вызывает контентная политика. Сам Маск заявил о планах сформировать совет по модерации контента, в котором будут представлены самые разные точки зрения. А еще он захотел сделать Twitter «самым точным источником информации о мире». Это сообщение вызвало жаркие споры о том, как будет выполняться такая миссия, передавало Reuters. К примеру, основатель и бывший гендиректор Twitter Джек Дорси поинтересовался: самым точным источником для кого?
Что же, это правильный вопрос, но из уст Дорси он звучит особенно лицемерно. Просто напомню, что именно во время его руководства платформа во время известных событий в январе 2021 года заблокировала аккаунт действовавшего президента США Дональда Трампа и учетные записи его сторонников. Комментируя это решение, Дорси назвал блокировку правильной, но признался, что это создает опасный прецедент. Помимо Twitter, аккаунты Трампа были заблокированы в Facebook, Instagram (принадлежат компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией), Discord, Google, Pinterest, Snapchat, Twitch и YouTube.
То есть когда это потребовалось американские корпорации просто заткнули людей с неправильной точкой зрения, наплевав на демократию и свободу слова. Подобные ситуации происходили и впоследствии. Twitter запрещал рекламу с официальных аккаунтов некоторых российских СМИ, а затем и просто заблокировал их. Впрочем, чему тут удивляться, если исключения не сделали даже для бывшего «мирового лидера» в лице Трампа?
Миссия сделать Twitter «самым точным источником информации» означает необходимость разрешать публиковать факты и правду. Но правда сегодня никому не нужна: ни корпорациям, которые по сути управляют информационной повесткой, ни самим пользователям, что привыкли жить под надежным колпаком. Пропаганда формирует определенные нарративы, а все, что не вписывается в них, естественным образом отторгается. Это ярко продемонстрировали события текущего года: спецоперация на Украине, исход международных компаний из РФ, отмена всего русского. Именно по причине того, что Twitter позволяет публиковать сообщения только с «правильной» точкой зрения, он больше не доступен в нашей стране.
Правда сегодня никому не нужна: ни корпорациям, которые по сути управляют информационной повесткой, ни самим пользователям, что привыкли жить под надежным колпаком
На посту главы Twitter Маску предстоит решить ворох проблем. И контент — одна из них. У меня есть сомнения в том, что в принципах предоставления информации он пойдет до конца, разрешив публиковать разные точки зрения. История показывает, что руководителю ни одной из корпораций не удалось противостоять американскому истеблишменту — «нагибали» всех: и Цукерберга, и Дорси, и Безоса, и самого Маска (вспомните историю с финансированием работы Starlink на Украине).
Отчетливо осознавая ситуацию, в которую он попал, Маск уже начал сдавать назад. Недавно он заявил, что первое время будет проводить реформы в компании, но в дальнейшем станет меньше заниматься вопросами управления и даже не исключает возможность назначения нового гендиректора вместо себя, цитировало Reuters.